Напряженность между Сербией и Косово в последнее время усилилась.
Ряд инцидентов и столкновений с участием двух стран, последний из которых произошел в конце сентября, вызвал ощущение надвигающегося кризиса. Несмотря на все это, Турция 9 октября возглавила командование международными силами под руководством НАТО в Косово и Метохии (KFOR). Генерал-майор Озкан Улуташ официально принял на себя командование на церемонии в штаб-квартире в Приштине, столице Косово.
Эта произошло на фоне продолжающегося развития отношений между Турцией и Сербией в оборонной и военной сферах, так как обе стороны преследуют общую цель - мир и стабильность на Балканах. Турция также входит в число стран, официально признающих Косово с момента обретения независимости от Сербии в 2008 году. Белград никогда не признавал Косово и по-прежнему утверждает, что это его собственная территория.
«Хотя Белград и Анкара расходятся во мнениях по поводу независимости Косово, они по-прежнему сосредоточены на сохранении мира и стабильности посредством диалога. У нас другой взгляд на вопрос, который очень важен для нас и касается нашей территориальной целостности. Однако сейчас нас объединяет наше общее желание сохранить мир и стабильность на всей территории Западных Балкан», — заявил в интервью агентству Anadolu (АА) Неманья Старович, госсекретарь (соответствует посту замминистра) Министерства обороны Сербии.
Он также подчеркнул, что Сербия ценит роль Турции как нынешнего командующего KFOR.
«В ходе наших предыдущих переговоров с генерал-майором Улуташем и министром обороны Яшаром Гюлером мы определили общие цели и общие интересы и признали, что Турция действительно сделает все, что в ее силах… для сохранения мира и стабильности. Сербия высоко ценит этот факт. И генерал-майор Улуташ, и министр Гюлер заверили нас, что турецкий контингент в составе миссии KFOR проведет определенную работу с местным населением, чтобы предоставить им базовые навыки, которых им сейчас не хватает», - сказал он, отметив, что Белград «очень надеется... на повышение безопасности сербов, живущих в Косово, на местах, где дислоцированы турецкие войска».
Среди 27 стран-членов и партнеров НАТО Турция имеет второй по величине контингент в KFOR, в котором задействовано 780 из примерно 4 тыс. 500 солдат.
«Турция — крупнейшая страна на Балканах и в Сербии, занимающая центральное положение в регионе… мы понимаем, что существует общий интерес, заинтересованность в сотрудничестве и совместной работе по сохранению спокойствия в регионе. Мы понимаем, что это наиболее важно для Анкары и Белграда. Это создает идеальную и прочную основу для дальнейшего улучшения отношений в сфере безопасности и обороны», — сказал он.
По словам Старовича, у двух стран есть «конкретные планы» по укреплению оборонных связей.
Он подчеркнул, что во время визита Гюлера в конце октября обе стороны провели ряд «очень откровенных и открытых» бесед, включая переговоры о «намерениях закупить у Турции сложную военную технику, а также о желании Анкары приобрести часть военной техники, произведенной в Сербии».
Перко Матович, директор Центра национальной политики Сербии, также высоко оценил способность Турции обеспечить стабильность на Балканах, а также потенциал для более тесных связей между Анкарой и Белградом.
Он отметил, что президент Сербии Александр Вучич был одним из первых лидеров, который позвонил президенту Реджепу Тайипу Эрдогану и предложил поддержку в ночь неудавшейся попытки государственного переворота, предпринятой в Турции в июле 2016 года.
«Эрдоган — сильный лидер, защитивший свою страну от попытки государственного переворота. После этого Сербия и Турция начали развивать отношения. Обычно за политической стабильностью и культурными отношениями следуют оборонные связи», — подчеркнул он.
По его словам, командование Турции в KFOR «очень хорошо как для Сербии, так и для сербов, живущих в Косово».
«Мы очень рады, что есть турецкое командование и турецкие солдаты, которые являются профессионалами. Мы ожидаем профессионализма. Мы ожидаем баланса стабильности и безопасности для наших граждан», — сказал он.
Матович также подчеркнул, что признает Турцию не региональной державой, а «международной сверхдержавой».
«Турция способна влиять на многие мировые дела. На данный момент ответственность за это несет президент Эрдоган. Мы можем многому научиться у Турции. На Балканах Турция является важнейшим стабилизирующим фактором, особенно потому, что ее позиция сбалансирована. Что касается вопроса Косово, мы расходимся с Турцией, но, несмотря на эти различия, она является одной из редких международных держав, которая, имея твердую позицию, прислушивается к нашему мнению», - сказал он.
Матович заявил, что разногласия по поводу Косово не воспрепятствуют дальнейшему развитию двусторонних отношений Анкары и Белграда.
«Благодаря экономической и политической стабильности Сербия и Турция смогут преодолеть разногласия, и, возможно, через несколько лет у нас будет гораздо более совпадающие интересы даже в нашей внешней политике. Военный нейтралитет Сербии открывает возможности для развития отношений с Турцией во всех областях», — отметил аналитик.
По мнению посла Турции Хами Аксоя, отношения между двумя странами переживают золотой век сотрудничества во всех областях.
«Наши отношения с Сербией достигли самого высокого уровня за последние 10 лет. Мы получаем большую поддержку от Сербии в нашей борьбе против террористического движения Фетхуллаха Гюлена. Сербия — единственная страна на Балканах, которая безоговорочно поддерживает нас в этом», — заявил Аксой.
Посол также подчеркнул сильные исторические связи Турции с Балканами, заявив, что «невозможно думать о регионе без Турции».