Вопрос суверенной территории между Турцией и Грецией обострился вновь на этой неделе из-за планов последней создать новый морской парк в Эгейском море.
Анкара во вторник раскритиковала заявление Министерства иностранных дел Греции о намерении открыть два новых морских парка, один в Эгейском, а другой в Ионическом море, в преддверии 9-й конференции «Наш океан» в Афинах на следующей неделе.
Морской парк в Эгейском море охватит 11 групп необитаемых островов от запада острова Милос, который расположен к северу от Крита, до Нисироса, недалеко от полуострова Датча в западной турецкой провинции Мугла.
Морской парк — это специально отведенный парк, на котором выделена определенная территория для реализации планов по развитию экологической устойчивости и, среди прочего, созданы возможности для проведения морских рекреационных мероприятий. Определенная территория будет отведена для научных исследований в регионе, где движение судов контролируется и не ведется строительная деятельность.
«Мы рекомендуем Греции не вовлекать в свою повестку нерешенные проблемы Эгейского моря, а также вопросы, касающиеся статуса некоторых островов, островков и скал, суверенитет которых не был передан Греции в соответствии с международными договорами. Мы не примем совершившийся факт, который Греция может создать в отношении географических объектов, статус которых оспаривается. Мы также хотели бы посоветовать третьим сторонам, включая ЕС, не становиться инструментом политически мотивированных попыток Греции в рамках экологических программ», — заявил МИД Турции.
В ответ Министерство иностранных дел Греции обвинило Турцию в «политизации» экологических проблем и заявило, что она «поддерживает суверенитет и суверенные права страны в рамках принципов внешней политики».
Заявления прозвучали накануне визита премьер-министра Греции Кириакоса Мицотакиса в Анкару в следующем месяце в ответ на визит президента Реджепа Тайипа Эрдогана в Афины в декабре прошлого года.
Греция и Турция, несмотря на членство НАТО, уже давно расходятся во мнениях по таким вопросам, как протяженность их континентальных шельфов, энергетические ресурсы, полеты над Эгейским морем и политика в отношении этнически разделенного острова Кипр.
Стороны в последние годы предприняли ряд шагов по улучшению своих связей.
Во время визита Эрдогана в Грецию три месяца назад лидеры двух стран договорились развивать торговлю, держать каналы связи открытыми, искать военные меры по укреплению доверия для снижения напряженности и работать над вопросами, которые разделяют их, особенно в Эгейском море.
Хотя официальные заявления были позитивными, эти проблемы являются давними и глубоко укоренившимися. Ни одна из сторон не ожидает, что этот процесс пройдет без турбулентности, особенно в Эгейском море.
По мнению Мицотакиса, демаркация континентального шельфа и исключительной экономической зоны является единственным «решением для урегулирования» между странами, но даже если проблема не будет решена, Турция и Греция «должны иметь возможность сосуществовать и сосредоточиться на позитивной повестке дня».
Любая нормализация отношений ослабила бы напряженность в Восточном Средиземноморье и способствовала бы региональной стабильности. Страны Южного Средиземноморья, Ливия и Египет, также являются сторонами в вопросе о континентальных шельфах.