Интерес Турции к БРИКС имеет экономические соображения, но сильны и чисто политические мотивы.
Такое мнение в беседе с корреспондентом ТАСС высказал один из ведущих экономистов страны Барту Сорал, ранее занимавший должность управляющего в Программе развития ООН.
"Снижение доминирования Запада в международной системе выводит БРИКС на лидерские позиции по производству и экспорту. Для Турции в этом контексте ценны ее отношения с тюркскими странами и с Россией, которая активно действует в регионе. Тут есть очень много точек соприкосновения. В то же время я думаю, что заявленный правительством Турции интерес к БРИКС - это попытка получить козырь против Запада и имеет под собой политические мотивы", - считает собеседник.
Он отметил, что при взгляде на "глобальное распределение власти видно, что с начала 2000-х годов произошли огромные изменения, ранее доминировали страны G7, а сегодня, например, ЕС, Япония потеряли мощь". "Напротив, страны БРИКС являются лидерами мирового экспорта и производства. Китай приобрел значительную производственную и технологическую мощь, в том числе благодаря превосходной системе образования. Россия сильна в оборонной промышленности. Бразилия занимает второе место в мире по экспорту продуктов питания. Англосаксы, доминировавшие в 1990-х годах, теряют позиции", - отметил Сорал.
Поясняя свою мысль про политические мотивы Турции, экономист отметил, что БРИКС - это экономическое объединение, к которому необходимо подходить именно в этом ключе. "Нужна национальная программа, дорожная карта взаимодействия с БРИКС, программа производства в различных отраслях в контексте экономики БРИКС. Я лично таких планов у правительства не вижу и думаю, что серьезной именно экономической основы под заявкой Турции нет", - полагает экономист.
Ранее глава МИД Турции Хакан Фидан заявлял, что Анкара оценивает свое участие в БРИКС с точки зрения возможностей экономического сотрудничества, но сказал, что "объединение само находится сейчас в поисках идентичности, вариантов институционализации" и поэтому пока сложно сказать, до какой точки может дойти взаимодействие республики с БРИКС. В то же время Фидан отметил, что "если бы интеграция Турции с ЕС закончилась полноправным членством в союзе, то возможно, Турция не занималась бы поисками иных вариантов по многим вопросам".