Эксперт ООН по правам человека предупредил Европейский Суд по правам человека о том, что расплывчатые антитеррористические законы Турции нарушают международный принцип законности, что может привести к незаконному преследованию.
В своем amicus brief профессор Бен Саул, Специальный докладчик ООН по вопросу о поощрении и защите прав человека в условиях борьбы с терроризмом, призвал Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) строго применять меры защиты от ретроактивного уголовного наказания в деле Ясак против Турции. Amicus brief — это представление лица, не являющегося стороной, призванное предоставить экспертные знания или информацию для оказания помощи суду в его обсуждениях.
Дело касается Шабана Ясака, бывшего координатора университета, который был осужден за членство в вооруженной террористической организации из-за предполагаемых связей с религиозным движением Фетхуллаха Гюлена.
Президент Реджеп Тайип Эрдоган инициировал расследования в отношении последователей движения Гюлена после того как в декабре 2013 года достоянием общественности стал скандал «Большая взятка».
Эрдоган, назвав расследования переворотом Гюлена и заговором против его правительства, объявил движение террористической организацией и начал преследовать его членов. Он усилил репрессии против движения после неудавшегося путча в 2016 году, в организации которого он обвинил Гюлена. Движение решительно отрицает причастность к попытке переворота или какой-либо террористической деятельности.
Осуждение Ясака, как и тысяч других в Турции, было основано в основном на показаниях обвиняемых, которые заключили сделки о признании вины в обмен на снисхождение. Ясак утверждает, что турецкие законы, примененные к нему, были неопределенными и непредсказуемыми, нарушая его права, предусмотренные статьей 7 Европейской конвенции о правах человека.
Статья 7 конвенции защищает людей от осуждения по законам, которые неясны или имеют обратную силу, то есть законам, криминализирующим действия только после их совершения. Согласно статье, законы должны быть написаны достаточно ясно, чтобы люди заранее знали, являются ли их действия преступными. По словам профессора Саула, ключевой проблемой является то, что турецкое законодательство не дает достаточно ясного представления о том, что предполагаемые действия Ясака будут рассматриваться как уголовное преступление.
В своем представлении Саул подчеркнул, что уголовные законы, особенно касающиеся терроризма, должны быть узко и точно определены. Он предупредил, что, когда законы о терроризме сформулированы слишком широко или неопределенно, правительства могут злоупотреблять ими для наказания за мирную деятельность, такую как журналистика, политическая оппозиция или гуманитарная работа, подрывая основные свободы, защищаемые международным правом.
Хотя судам разрешено толковать законы с течением времени, Саул предупредил, что любое толкование должно быть разумно предсказуемым. Он объяснил, что небольшие разъяснения приемлемы, но внезапные или обширные перетолкования, которые ставят ответчиков в невыгодное положение или которые изменяют смысл закона неожиданным образом, нарушают защиту, закрепленную в статье 7. По его мнению, непредсказуемое судебное расширение уголовного закона так же вредно, как и сам неопределенный закон.
Эксперт также призвал суд учитывать передовой международный опыт при оценке законов о терроризме. Он отметил, что в соответствии со стандартами Организации Объединенных Наций террористический акт должен включать серьезное насилие, направленное на причинение смерти или серьезных увечий, в сочетании с четкой политической, идеологической или религиозной целью, такой как запугивание населения или принуждение правительства. Он подчеркнул, что законы не должны криминализировать гуманитарную деятельность, публичные протесты или несогласные мнения только потому, что они противоречат политике правительства или бросают вызов доминирующей риторике. Защита гуманитарных работников, журналистов и мирных активистов от неправомерного преследования имеет важное значение для предотвращения злоупотреблений полномочиями по борьбе с терроризмом, подчеркнул он.
Специальный докладчик также сказал, что антитеррористические законы Турции, особенно те, которые криминализируют членство в террористических организациях, давно подвергаются критике за их расплывчатость и излишнюю широту. Во многих случаях людей осуждали без четких доказательств того, что они участвовали в актах насилия или поддерживали их, что подрывает требование намерения, которое должно лежать в основе уголовной ответственности.
Правозащитные организации, включая Amnesty International и Human Rights Watch, неоднократно критиковали контртеррористические меры Турции, называя их политически мотивированными, предупреждая, что многие люди подвергались судебному преследованию просто за то, что имели социальные или профессиональные связи с движением Гюлена или за осуществление своего права на свободу выражения мнения.
Большая палата Европейского суда заслушает аргументы по делу Ясака 7 мая 2025 года.
Дело будет слушаться после знаменательного решения суда 2023 года по делу Ялчинкая против Турции, в котором ЕСПЧ постановил, что Турция нарушила конвенцию, применив законы о терроризме задним числом и непредсказуемо.