“Булгария” утопит целый флот

Ветхие теплоходы предлагают сдавать на металлолом.

Возможно, в ближайшее время все ветхие теплоходы и сухогрузы отправятся на металлолом. В связи с гибелью теплохода “Булгария” Союз транспортников России предлагает не передавать в субаренду мелким компаниям суда, пробывшие в эксплуатации больше 25 лет.

Правда, это в том случае, если они не прошли соответствующий капитальный ремонт. Кроме того, согласно предложению транспортников, в каждом порту необходимо создать службу, проверяющую техническое состояние причалившего судна и наличие на нем всех документов. Сейчас такая практика существует только в морских гаванях.

По словам президента Союза транспортников России Виталия Ефимова, в последнее время на рынке появилось большое количество мелких предприятий. Крупному судовладельцу выгоднее продать ветхое судно небольшой конторе, чем терпеть издержки по его эксплуатации.

— Мы сейчас эту лазейку закроем, — подчеркнул Виталий Борисович. — Компания должна списывать такие суда. Но дело в том, что сейчас законодательно срок эксплуатации судов не оговорен. Мы же предложили ограничить их “жизнь” 25 годами — именно на такой срок рассчитан морской и речной транспорт. После этого суда должны пройти полный капремонт либо быть списаны.

Как объяснил журналистам Ефимов, крупной может считаться компания, владеющая не менее чем 20 судами. Кроме того, будет проверяться финансовая надежность фирмы и ее способность обеспечить безопасность перевозок.

Кроме того, Союз транспортников России предлагает усилить контроль именно в отношении речного транспорта.

— К примеру, в морских портах есть так называемая капитания портов. Каждое судно, заходящее в порт, обязательно должно пройти визуальный осмотр и серьезную проверку всех документов. К примеру, если бы в морском порту увидели, что судно идет в рейс с креном в 4 градуса, там бы ни за что не дали разрешение на выход такому судну, — объяснил Ефимов. — В речпортах тоже необходимо создать такую службу.

Штрафы же за выход в рейс без соответствующих документов нужно увеличить в геометрической прогрессии.

— К примеру, на Западе в случае, если на судне нет соответствующих документов и разрешений, это карается штрафом в 200 тысяч евро. Причем взимают его с судовладельца. Если такая практика будет и у нас, количество владельцев, желающих работать незаконно, резко сократится.

Союз транспортников России проведет и собственное расследование в отношении капитанов и владельцев судов “Арбат” и “Дунайский-66”, которые прошли мимо.

— Они нарушили Кодекс речного флота, который законодательно требует принять все меры для спасения пассажиров тонущего судна. Мы как профессионалы считаем это преступлением, хотя у них и были бытовые оправдания. В данный момент этими капитанами занимается прокуратура. Мы же со своей стороны тоже создадим комиссию, и если она не найдет серьезных оправданий для таких действий, не исключено, что владельцам будет объявлен бойкот. С ними просто перестанут работать.

Начальнику Управления на транспорте МВД РФ по Приволжскому федеральному округу Владимиру Берглезову внес представление об устранении нарушений закона приволжский транспортный прокурор Сергей Белов.

Поводом послужило то, что, как выяснилось в ходе прокурорской проверки, должностные лица Казанского линейного управления внутренних дел на транспорте не выявили и не пресекли безлицензионную деятельность субарендатора дизель-электрохода “Булгария” — ООО “АргоРечТур”, незаконно выполнившего в июне — июле 2011 года аж 5 круизов по различным маршрутам.

Кроме того, прокуратура выяснила, что Волжское управление государственного морского и речного надзора (УГМРН) в буквальном смысле не глядя издало 1 июня акт о готовности ООО “АргоРечТур” к соблюдению требований и условий при перевозках пассажиров. Однако фактически проверка ООО “АргоРечТур” и, в частности, судна “Булгария” не проводилась.

Кстати, всего по состоянию на 14 июля транспортными прокурорами Приволжского транспортного региона проверены более 40 судов, находящихся на рейде, в том числе суда на воздушной подушке и паромы. Выявлены многочисленные нарушения — например, ложные данные о дате постройки судна “Петр Алабин”. В свидетельстве о праве собственности на этот дизель-электроход, выданном 29 апреля 2004 г. Государственной речной судоходной инспекцией Волжского бассейна (правопреемник — то самое Волжское УГМРН), указана дата постройки — 1995 год. А на самом деле “Петр Алабин” построен в 1955 году. В суд уже направлено заявление о запрете эксплуатации этого судна.