Аспирант Северного (Арктического) федерального университета им. М.В.Ломоносова (САФУ) Ярослав Мазур в 2008 году, будучи студентом, с отцом увидел в Интернете небольшой видеосюжет о русском бездорожье и как возможно его преодолеть с помощью роторно-винтового вездехода.
Именно тогда и зародилась идея нынешнего проекта и будущей кандидатской диссертации, о которой Ярослав тогда еще не предполагал. Основная идея проекта — создание автономного транспортного средства для использования в районах Арктики и Крайнего Севера.
Ярослав Мазур приступил к разработке универсального транспортного средства, которое сможет передвигаться и по глубокому снегу, и по льду, и по болотистым грунтам, рассказывает официальный сайт САФУ. Такое транспортное средство можно использовать как для доставки грузов и людей в труднодоступные районы по бездорожью, так и в качестве несущей платформы для рабочего оборудования, к примеру, ледорезной установки.
Преимущества такого вездехода, или шнекохода, заключаются в высокой проходимости в самых суровых условиях и способности передвигаться по воде без использования дополнительного оборудования. Внутри роторов находится воздух или пенопласт, что обеспечивает шнекоходу частичную или даже полную (в зависимости от конструкции) плавучесть. В планах ближайшего года – завершить строительство первого опытного образца шнекохода и оборудовать его спутниковой навигационной системой ГЛОНАСС.
Впервые использовать роторно-винтовой движитель (РВД) для передвижения по земле и воде предложил в 1804 году Дж. Стивенс. Чуть позже на Северной реке в Нью-Йорке успешно прошли испытания парохода на роторно-винтовом движителе. В 1900 году русский изобретатель Ф. Дергинт запатентовал сани на базе двух шнековых движителей. В 1960-е годы советские конструкторы из Горьковского политехнического института и завода им. Лихачева разработали действующие серийные образцы вездехода, которые использовались в поисково-спасательном отряде «Синяя птица» на космодроме Байконур. Однако в 1980-х годах перспективные разработки были свернуты.
В настоящее время Ярослав пишет кандидатскую диссертацию на тему «Оценка различных видов ходовой части наземных транспортных средств для применения в ледорезных установках, а также на транспортных машинах, используемых в условиях Арктики и Крайнего Севера». Как отметил аспирант, основная часть работы — расчеты, эксперименты и т. д. — еще впереди. Защита диссертации состоится летом 2013 года.