В четверг в Казани был взорван главный муфтий РТ Илдус Файзов и расстрелян его экс-заместитель Валиулла Якупов. Оба преступления были совершены практически одновременно.
Около 11.00 19 июля был застрелен экс-заместитель главного муфтия Татарстана Валиулла Якупов, а примерно в 11.10 на перекрестке улиц Мусина и Четаева был подорван Toyota Land Cruiser главного муфтия республики. В результате взрыва Илдус Файзов получил тяжелые ранения и сейчас госпитализирован.
Таких громких терактов, тем более в отношении мусульманских лидеров, Казань еще не знала. Особую циничность спланированной акции придает сама дата — 20 июля у мусульман начинается священный месяц Рамадан.
Примерно за час до взрыва автомобиля муфтия в подъезде дома киллер напал на бывшего заместителя муфтия по работе с госструктурами Валиуллу Якупова. В последний год он возглавлял отдел образования Духовного управления мусульман Татарстана. Пока личный водитель ждал шефа на улице, преступник выпустил в жертву несколько пуль. Якупов сумел дойти до машины, но скончался по дороге в больницу. На месте преступления были найдены шесть гильз, сообщил старший помощник руководителя республиканского управления СКР Эдуард Абдуллин. Со слов очевидцев составили словесный портрет возможного убийцы Якупова: мужчина
|
||
Убитый деятель Духовного управления мусульман Валиулла Якупов. |
Но самой шокирующей новостью стал взрыв на улице Мусина. Машина с правительственными номерами, которая принадлежала муфтию, буквально взлетела на воздух, сообщают очевидцы. Самого муфтия выбросило из машины. Это спасло ему жизнь. По некоторым данным, Илдус Файзов получил перелом ноги.
— Сначала я услышала страшный взрыв, от которого задрожали стекла, и увидела, как из стоящей у обочины машины вылетел человек, затем последовало еще три громких хлопка, — рассказала продавщица находящегося рядом магазина Любовь Евдокимова. — Сразу же после взрывов пошел черный дым, машина была охвачена пламенем. Рядом с подорвавшимся автомобилем находились еще 2 машины, которые сразу же рванули с места — белая «Газель» и какой-то черный автомобиль.
В городе был введен план «Вихрь-антитеррор». Так, двух подозрительных мужчин, подозреваемых в совершении теракта, поймали под мостом третьей транспортной дамбы. Сотрудники ФСБ провели обыск в городских мечетях. А объекты муфтията взяты под охрану.
КТО ПОКУШАЛСЯ НА МУФТИЯ?
Председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин в связи с трагическими событиями в Казани направил в столицу Татарстана своего спецпредставителя. Глава попечительского комитета СМР Фарит хаджи Фарисов выехал в Казань по поручению муфтия, с тем чтобы наблюдать и оказывать возможное содействие расследованию двух терактов против Илдуса Файзова и Валиуллы Якупова.
Татарстан считался островком стабильности в мире ислама. Очевидно, что эти два преступления напрямую связаны между собой и, скорее всего, за ними стоит одна группа. Следствие отрабатывает все версии — начиная от профессиональной деятельности, экономической и заканчивая версией о причастности к преступлению так называемых религиозных фанатиков. Не сбрасываются со счетов и бытовые версии, но, с учетом резонанса преступления, они маловероятны.
Тщательно проверяется информация, поступали ли в последнее время в адрес Файзова и Якупова угрозы.
При этом в апреле о тревожной ситуации в Татарстане российские власти предупреждал муфтий Пермского края Мухаммедгали Хузин. Вот что он рассказал корреспонденту «МК»:
— 26 апреля в Оренбурге было закрытое совещание с полпредом президента в Приволжском федеральном округе Михаилом Бабичем. Я сделал доклад о том, что в Татарстане усилились ваххабитские настроения. Это связано в том числе с большим миграционным потоком из республик Северного Кавказа. Я специально подчеркнул, что мусульманскому руководству Татарстана нужна серьезная охрана.
— Как полпред отнесся к вашим словам?
— Он все внимательно выслушал и в целом с моими доводами согласился. Но мер принято не было! Я специально подчеркиваю, что совещание было закрытым, журналистов туда не допускали. Но вскоре как минимум на двух ваххабитских сайтах появилась полная стенограмма совещания с точностью до запятой. Вообще-то на такие утечки как-то реагировать должны спецслужбы...
В том же апреле ваххабиты в Татарстане получили контроль над главной мечетью республики — Кул-Шариф. Они ультимативно поставили там своего имама. В республике сейчас повторяется дагестанский сценарий! Почему власти не реагируют на эту ситуацию? Кто-то должен ответить за рост экстремизма в республике. Я уверен, что ответственность должно понести, например, руководство Управления по делам религий Татарстана.
— Лично погибшего Валиуллу Якупова вы знали?
— Да, знал почти двадцать лет. Это был уникальный человек. Он открыл в России первое исламское издательство. Он сам был активным публицистом. Он был непримиримым противником ваххабизма, отстаивал просвещенный ислам. И я уверен, что именно за это был убит.
Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов заявил, что в адрес муфтия Татарстана действительно регулярно поступали анонимные угрозы через Интернет и SMS-сообщения: «Угрозы были регулярными, Илдус-хазрат старался на них не реагировать. Могли присылать SMS-сообщения, учитывая, что в социальных сетях присутствуют его аккаунты, поскольку сам он человек мобильный, интернет-активный, ему присылали сообщения и на них. Зачастую писали с фальшивых аккаунтов... Как правило, угрозы были анонимными».
Ситуацию «МК» прокомментировали:
Алексей МАЛАШЕНКО, политолог Московского центра Карнеги, специалист по исламу:
— Я не знаю, кто стоит за терактами, в этом должно разобраться следствие. Но могу предположить, с чем это связано. Думаю, здесь два варианта. Первый — исламский радикализм, оппозиция, которую раздражал покойный Якупов. Потому что он очень активно выступал за традиционный ислам и боролся против разноголосия в исламе. Второй вариант — агрессия была направлена прежде всего против муфтия Илдуса Файзова. Его не принимали радикалы, не любили саллафиты. Муфтием он стал недавно, но у него уже возник ряд проблем. Например, недавняя проблема с назначением имама главной мечети Татарстана Кул-Шариф. Ситуация очень непростая.
Гейдар ДЖЕМАЛЬ, председатель Исламского комитета России:
— На мой взгляд, события в Татарстане непосредственно связаны с тем, что приближается новый сезон политической нестабильности. Противоборства в структурах власти и силовых структурах привели к тому, что открывается новый участок конфронтации — Поволжье. Ранее спокойный регион, который сейчас приближается к Северному Кавказу. Напряженность выльется в новый виток деятельности оппозиции.
Роман СИЛАНТЬЕВ, политолог:
— Кто виноват? По-моему, это очевидно. За 2 года убито уже трое друзей — непримиримых борцов с ваххабитами: муфтий Кабардино-Балкарии Анас Пшихаев, ректор исламского университета в Махачкале Максуд Садиков, теперь Валиулла Якупов. Каждый раз после предыдущих убийств на ваххабитских форумах начиналась вакханалия торжествующих экстремистов. И Якупов, и Илдус Файзов, недавно избранный муфтий Татарстана, получали неоднократные угрозы. Они боролись за то, чтобы предотвратить скатывание Татарстана в дагестанский сценарий. Последней каплей стало то, что они попытались взять на контроль паломничество — во время хаджа верующих вербовали сторонники радикальных мусульманских движений. Еще одним подтверждением этой версии является то, что ваххабиты обожают убивать накануне больших религиозных праздников, а 20 июля, как известно, начинается Рамадан — священный месяц для мусульман, во время которого они соблюдают строгий пост.