Участницы группы Pussy Riot признаны в пятницу судом виновными в том, что грубо нарушили общественный порядок и выразили явную ненависть по религиозным признакам. Все три приговорены к двум годам колонии общего режима. За тем, как оглашался приговор, что происходило у здания суда и в других городах России и зарубежья, следили наши корреспонденты.
За несколько часов до начала процесса у Хамовнического районного суда собралась настоящая толпа — в основном журналисты, среди которых было немало иностранцев, активисты, требовавшие отпустить подсудимых, и сторонники РПЦ. Ростовская набережная была полностью перекрыта. Полицейские кордоны были выставлены на расстоянии около 100 метров от суда, само здание также охраняли сотрудники ОМОНа, 2-го оперативного полка полиции, судебные приставы. Было видно, что сотрудники полиции не исключали задержаний — у суда дежурили десять полицейских автобусов и несколько эвакуаторов. Во двор жилых домов строго пропускали только жильцов, которые предъявляли перед этим свои паспорта.
Ближе к началу процесса у суда был задержан координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов. Он подошел к выставленному кордону, чтобы пройти в здание суда. Но после непродолжительного разговора с сотрудниками органов оппозиционера задержали и препроводили в автозак. До этого, по словам полицейских, были задержаны еще три человека.
Не обошлось и без откровенных провокаций. Пока аккредитованные журналисты стояли в сторонке и спокойно ждали начала заседания, заведенные активисты штурмовали ограждения. Одна мощная активистка даже умудрилась устроить настоящий погром с порчей полицейского имущества, после того как ее проводили в автозак.
— А-а-а-а! — истерично кричала женщина, пока ее несли в машину. Когда ее тело скрылось в машине, крыша автозака, видимо, от ударов, начала прогибаться....
— Немедленно отпустите наших гостей, — пытались отбить ее у полицейских адвокаты подсудимых под истошный крик, который еще долго доносился из удаляющегося «воронка»...
Кстати, были среди наблюдавших за ходом процесса и сторонники РПЦ. Впрочем, их было значительно меньше, чем сторонников Pussy Riot. Около десяти человек с плакатом «Руки прочь от РПЦ!» полицейским пришлось взять под охрану.
Несмотря на давку, понаблюдать за процессом удалось всем журналистам. Для этого им пришлось выделить отдельный зал, в котором был установлен монитор.
Все три женщины на мониторе появились в наручниках. Аквариум с подсудимыми охраняли восемь приставов.
Уже через десять минут после начала оглашения приговора стало ясно, что все три были признаны виновными.
Зачитывая обвинительный приговор по этому делу, судья Хамовнического суда столицы Марина Сырова объявила: «Находясь в предалтарной части храма, перемещаясь от солеи к амвону, вход на которые посетителям строго воспрещен, в течение примерно одной минуты, руководствуясь чувством религиозной ненависти и вражды, выкрикивали, скандируя, бранные слова и слова, оскорбляющие присутствующих, а также прыгали, задирая ноги, имитируя танцы и нанесение кулаками ударов по воображаемым противникам».
Таким образом, отметила судья, «своими действиями Самуцевич, Толоконникова, Алехина грубым образом нарушили общественный порядок, лишили граждан общественного спокойствия, прервали нормальное функционирование кафедрального собора, проявили явное неуважение к посетителям и служителям храма, глубоко оскорбили и унизили чувства и религиозные ориентиры православных верующих».
В целом, отметила судья, «реализованной акцией в явной неуважительной и непочтительной форме, лишенной всяких основ нравственности и морали, явным и недвусмысленным образом выразили свою религиозную ненависть и вражду к одной из существующих в настоящее время религий — христианству, посягнув на его равноправие, самобытность и высокую значимость для большого количества наций и народов».
Таким образом, участницы Pussy Riot, по мнению суда, «нарушили общественный порядок, выразив неуважение к обществу, противопоставив себя обществу в православном храме, демонстративно пренебрегли общепринятыми нормами поведения в храме, оскорбили религиозные чувства посетителей храма и всех верующих по мотивам религиозной ненависти и вражды».