На прошлой неделе студенты вузов с военной кафедрой были обеспокоены внезапной инициативой руководства некоторых ведущих российских институтов обязать их служить год срочной службы в профильных военных частях без отрыва от учебы — этапами по три месяца в году.
Сперва разговоры шли о некоей «обязаловке», да еще и вместо каникул, позже выяснилось, что речь идет о добровольном выборе, причем с сохранением каникул. Однако острая тема по-прежнему вызывает множество вопросов, недопонимание и страх.
Так что же несет новая система призыва учащимся институтов — пользу или новые проблемы? Об этом рассказал главный идеолог «новой студенческой армии», автор идеи призыва студентов на каникулах, ректор МГТУ им. Баумана Анатолий АЛЕКСАНДРОВ.
— Процесс подготовки офицеров запаса имеет много разных сторон. Сами студенты и их родители заинтересованы в воинской подготовке в процессе учебы — чтобы закрыть тему армии по окончании института. Но у бакалавров сейчас в учебном процессе просто времени нет для военной подготовки. С приходом Сергея Шойгу на должность министра обороны мы плотно взялись за этот вопрос — изначально инициатива возникла в кругу ректоров МГУ, МИФИ, Физтеха и МАТИ. Потом мы провели серьезнейшее совещание с участием ректоров всех 32 вузов страны с военной кафедрой — в нем участвовали министр обороны Шойгу и все его 6 замов, — заявил Александров.
Ректор также пояснил, как будет происходить процесс срочной службы студентов, отметив, что главным принципом является исключительная добровольность: можно полностью отучиться и пойти служить по призыву, можно выбрать ныне существующие схемы обучения на военной кафедре, а можно подписать контракт на «рассрочку» — то есть на новую систему, о которой идет речь.
— В этом случае ребята на бакалавриате смогут пройти «службу в рассрочку» в звании солдата — по три месяца в течение трех лет плюс 3 месяца на военной кафедре, — объяснил Анатолий Александрович. — Причем речь идет не о службе летом в каникулы — для бакалавров увеличат срок обучения с 4 до 4,5 года, чтобы вписать службу в учебную программу. От каникул действительно отнимут часть времени, но немного, примерно по полмесяца: зимние сохраняются, а летние немного сократят. Кто-то пойдет служить летом, кто-то осенью, кто-то зимой. А поскольку учебный процесс построен по блочному модулю, ни студенты, ни преподаватели в этой ситуации ничего не потеряют.
Немаловажно, что, по словам ректора Бауманки, студент пойдет служить в строго определенные элитные части, лучшие военные учебные центры, находящиеся поблизости от вуза, с возможностью в выходные дни ездить домой. Служить он будет вместе с однокурсниками, под надзором офицеров своего же факультета военной кафедры. Два часа в день у них будут «физо» и строевая, все же остальное время — учеба на новейшем оборудовании. Александров заверил, что все это ему обещал лично Шойгу, а также сказал, что Сергей Кужугетович посулил солдатам-студентам особую форму с эмблемами вузов, гарантировал правильные условия пребывания — ежедневный душ, а не баню раз в неделю, кофеварки и прочие символы комфорта, какое-то ежемесячное денежное довольствие (о размерах пока сложно говорить).
— При этом студент не теряет связи с профессией, как это бывает при уходе на срочную службу, — считает ректор, — не теряет навыки, которые особенно актуальны в высокотехнологических отраслях.