Героем минувшей недели вне конкуренции стал Николай Цискаридзе, чье назначение на должность ректора знаменитой Вагановки вызвало скандал и даже истерику.
Причем не только в балетном сообществе. Даже на пресс-конференцию Международного фестиваля балетных школ «Три века мирового балета», куда съехались мировые авторитеты в области балетного образования, ждали заранее объявленного новоиспеченного и.о. ректора Вагановской академии. Прождали час, но он не почтил профессионалов своим присутствием.
...Ситуация с Николаем Цискаридзе не достала, а очень достала. Как будто нет других проблем в стране, кроме как найти статусную работу солисту Большого театра. И раздражает даже не его амбиция — мало ли таких амбициозных в балете, музыке, кинематографе. Николай может хотеть все что угодно. Сейчас ему подайте Большой театр, завтра — полет на Луну... «Хотелки» ограничиваются лишь фантазией хотящего. За это в тюрьму не сажают.
Удивляет другое. Удивляет готовность всех ветвей культурной власти мгновенно Николаю угодить. И подобного прецедента в российской истории еще не было. Ради одного балетного пенсионера, замечательного танцовщика, встают на уши буквально все — прогибаются авторитетные деятели культуры (помните письмо за назначение Цискаридзе директором при живом и здравствующем Иксанове?), прогибают Урина, Гергиева, Кехмана, Кремлевский балет, Вагановское училище, Минкульт, наконец.
Не позорище ли — вся страна наблюдает, как культурный истеблишмент сбился с ног, пристраивая артиста, за которым, видите ли, стоят высокие покровители. Не кажется ли там, наверху, что эти игры уже доведены до идиотизма? Забот других нет! Ну давайте еще Баскову подарим Московскую консерваторию на день рождения. А что, его тоже любят домохозяйки и другие категории граждан.
Николая губят неадекватные амбиции и советы его же высочайшего окружения. Ибо все эти протекции, притягивания за уши на должности вопреки здравому смыслу и желанию сотен людей — не более чем колосс на глиняных ногах. И он разрушится. Ясен пень, Вагановское Николаю — на один раз, ему нужен Большой театр, куда он и намерен въехать на белом коне через год-другой-третий. И ладно бы только ему был нужен... людям, которые за ним стоят, видимо, по кайфу кукловодить культуркой по своему усмотрению.
А между тем ситуация в балетной среде Санкт-Петербурга — революционная. В Фейсбуке создана страничка «Академия Русского балета в осаде. Защитим и сохраним АРБ». На ней люди со всего мира, бывшие выпускники академии, высказывают свою позицию. Вот, например, мнение работающего сейчас в США экс-худрука балета Большого Алексея Ратманского: «Почему же увольнение посреди учебного года? Профессиональные претензии? Мы о них не услышали. Разве в Академии им. Вагановой дела обстоят хуже, чем в Московской академии хореографии? Чтобы срочно менять руководство? Выходит, единственной виной нынешнего руководства академии было то, что Николай Цискаридзе вдруг остался без работы. Позиция Министерства культуры вызывает недоумение еще и потому, что этим назначением оно косвенно принимает сторону Цискаридзе во всех его многочисленных конфликтах и скандалах последних лет. Включая покушение на Сергея Филина, в связи с которым имя Цискаридзе облетело веcь мир и стоило ему репутации, в свое время честно заработанной талантливыми танцами».
О том, что руководитель школы должен быть «морально безупречен», напоминает и прима-балерина Мариинского Диана Вишнева. Это первый довод противников назначения Цискаридзе. Второй аргумент — отсутствие у него опыта руководящей работы. И третий аргумент — нарушение преемственности традиций: человек, не учившийся в академии, не может вмешиваться в художественную политику и образовательный процесс этого учреждения. Это то, что называют нерушимой связью времен. А о том, что Цискаридзе будет заниматься не только хозяйственными делами, но намеревается непосредственно влиять на формирование художественной политики Вагановки, заниматься там в том числе и педагогической работой, новый ректор уже заявил.
В Интернете уже несколько дней как начат сбор подписей под петицией против назначения Цискаридзе ректором Вагановки. А вчера во все мировые средства массовой информации полетело письмо Президенту России, составленное на 4 основных европейских языках, под которым поставили свои подписи более 100 преподавателей Вагановской академии, солистов Мариинского и Большого театров. В нем выражена крайняя озабоченность балетной общественности решениями министра культуры Мединского и его заместителя Ивлиева по смене руководства АРБ, а само решение названо «недопустимым, если не сказать преступным».