Почему в России все больше тех, кто не хочет иметь детей

В то время как наши власти усиленно призывают народ выбираться из демографической ямы и рожать побольше детей, в стране медленно, но верно растет число приверженцев движения чайлдфри, принципиально не желающих иметь потомство.

Это сообщество вызывает праведный гнев добропорядочных граждан, политиков, церкви.

Кто же они, эти протестующие детоненавистники? Капризные инфантилы или излишне рациональные личности? Что породило «свободных от детей»: прогресс или неуверенность в завтрашнем дне? Корреспондент «МК» пообщался с представителями чайлдфри и специалистами, чтобы разобраться в этом вопросе.

«Я не хочу рожать ребенка!

И нечего меня срамить!

Ведь это мазохизм, девчонки, —

Сначала год стирать пеленки,

Потом всю жизнь его кормить».

(Стихотворение одного из участников группы ru-childfree)

Чтобы лучше понять российских активистов бездетности, корреспондент «МК» довольно долго зависал в популярных интернет-сообществах чайлдфри, изучал их душещипательные признания и провокационные посты. С некоторыми из участников удалось пообщаться напрямую. Надо отметить, что чайлдфри оказались довольно агрессивными к миру вообще и к прессе в частности. Многие сразу же заявляли: пресса нас всегда высмеивает и выставляет неудачниками, поэтому мы ничего вам рассказывать не будем. В группах же в основном обсуждаются преимущества жизни без детей, или «личинок», как их называют чайлдфри, злобно высмеиваются «овуляхи», то есть мамочки. В общем, у чайлдфри много гнева и боли, оттого что окружающие осуждают их, пытаясь навязать «правильную» позицию.

Чайлдфри: «Дети? А зачем они мне?»

31-летний журналист Артур — руководитель одной из групп «Вконтакте» под названием «Адекватные чайлдфри». Эта группа — одна из немногих, где запрещены оскорбления. «Я сознательно придерживаюсь такой политики в группе, что никто никого там не оскорбляет, не обижает — этим она противостоит всем остальным. У нас есть в группе и счастливые родители, но они никому ничего не навязывают и отчетливо понимают, что их дети — это только их счастье», — говорит самый дружелюбный российский чайлдфри.

Внешне Артур производит впечатление веселого беззаботного ребенка. Совсем скоро у нашего героя свадьба с такой же убежденной чайлдфри, как и он. Артур признается, что уже был женат и не был уверен, что жена не захочет заводить детей: «У меня всегда был какой-то страх по этому поводу. Но в своей нынешней девушке я абсолютно уверен, и сейчас у меня очень спокойно на душе».

Артур говорит, что искренне никогда не понимал, зачем ему заводить детей:

— Я считаю, дети, как и, скажем, полет на дельтаплане, — это не мое, и в это я не лезу. Это большая ответственность, в первую очередь за жизнь другого человека, и нужно быть к ней готовым. Во-вторых, надо любить своего ребенка, а ведь никто не знает, полюбишь ты его или нет. Еще нужно обладать достаточным уровнем моральной выдержки, чтобы это все выносить: все эти нервы, бессонница и прочее. Я этого не хочу! — объясняет свою позицию молодой человек.

К посторонним детям Артур относится как к взрослым людям:

— Я не умею общаться с маленькими детьми — мне просто нечего им сказать. Ну не буду же я с ними обсуждать Баха или Вебера?

Артур уверен, что его позиция не изменится и в будущем: «Чем дольше живу, тем меньше вероятности, что мое мнение изменится». Критику в свой адрес он старается просто не замечать: «Есть такая пословица — «собака лает, ветер носит», вот и я так к этому отношусь».

По словам Артура, каждый «свободный от детей» неминуемо в своем развитии проходит стадию чайлдхейт, т.е. детоненавистничества, но затем, одумавшись и повзрослев, снова возвращается в ряды чайлдфри: «Агрессия чайлдфри направлена не на детей, а на их родителей, которые считают, что им все можно, и позволяют своим детям мешать окружающим». Также он очень одобряет создание отелей чайлдфри, куда не допускаются гости с детьми, и аналогичных авиарейсов, организованных некоторыми компаниями.

Бездетное счастье

В чайлдфри-группах люди часто ищут свою половину — того, кто поймет их позицию и уж точно не начнет требовать родить детишек. Так, на одной из встреч участников группы в реале нашли друг друга Олег и Виктория. Они уже почти месяц вместе и говорят, что очень счастливы.

Олегу 31 год, он инженер-компьютерщик и создатель самой популярной и, пожалуй, самой агрессивной группы «Вконтакте» — «Чайлдфри по-русски». Несмотря на это, в общении Олег оказался достаточно милым молодым человеком и с готовностью ответил на все вопросы.

Уже в 13 лет Олег понял, что не хочет иметь детей. Он считает, что наличие потомства у мужчины влечет за собой ворох ненужных социальных проблем: «В случае распада семьи мужчина обязан платить алименты, бороться за право видеться с ребенком, судиться со своей бывшей женой, т.е. тратить свою единственную жизнь на склоки и скандалы, из-за чего продолжительность жизни мужчины весьма и весьма укорачивается».

Олег уверен, что в отношениях нужно в первую очередь прояснять момент с детьми. Сам он обычно сразу, на первом же свидании, заявляет, что является чайлдфри. Это часто отпугивает девушек, и второго свидания уже не требуется. О своей добровольной бездетности Олег готов открыто заявлять всем друзьям и родным, не боясь критики в свой адрес: «Это мой сознательный выбор, который люди должны уважать и принимать так, как есть. От того, что я решил не иметь детей, никто еще не заболел и не умер, а значит, ни к кому это отношения не имеет. Я считаю, что человек, которому есть дело до чужой репродукции, слишком много смотрит в чужую жизнь, вместо того чтобы улучшать свою».

Спутнице Олега, Виктории, 32 года, она работает секретарем в одной из частных фирм. Жгучая брюнетка Вика так объясняет свою позицию: «Я просто не хочу детей, у меня отсутствует этот пресловутый материнский инстинкт!».

Девушка признается:

— До 25 лет я смутно осознавала, что, если случится беременность, я пойду делать аборт и даже сомневаться не стану ни минуты. После 25 лет я задумалась и уже четко осознала, что детей просто не хочу. Совсем.

— А что, если спустя годы твои взгляды на материнство изменятся, но будет уже поздно рожать?

— Они не изменятся никогда! Для меня не хотеть детей — это так же естественно, как дышать воздухом. К чужим детям я полностью и абсолютно равнодушна, если только этот ребенок не несется на меня со скоростью поезда. Тогда я думаю только о том, как бы побыстрее убраться с его пути куда-нибудь в сторону, пока он меня не сбил с ног.

Ради своих взглядов Виктория готова пожертвовать отношениями с любимым человеком:

— Если бы мой партнер внезапно, после нескольких лет спокойной жизни, вдруг сошел с ума и стал требовать от меня, чтобы я родила ему детей, то я бы от него ушла. Несмотря ни на какую великую любовь с моей стороны. Я себя ломать не буду. Это для меня равносильно самоубийству.

— А твои близкие знают, что ты чайлдфри?

— Маме я как-то ляпнула вскользь, но она, кажется, не восприняла мои слова всерьез. Папе я четко сказала, что не хочу иметь детей в принципе, он подумал и ответил, что я права. Сестра и друзья тоже знают о моей позиции, но они считают, что это мое личное дело.

Мощное давление общества, по словам Вики, заставляет многих чайлдфри скрывать свою позицию:

— А вы попытайтесь в каком-нибудь паблике сказать, что вы не хотите детей. Вас тут же назовут идиотом, недоразвитым ублюдком, страшной на вид дурой, у которой нет мужчины. Будут возмущаться: как таких, как вы, только земля носит? Вас надо сжигать! И т.д. и т.п. Мы не хотим, чтобы к нам в сообщества шлялись всякие идиоты и учили нас жизни.

«Пусть будут — но когда-нибудь потом!»

Светлана Андреева — известный тренер, мастер спорта международного класса по боксу и кикбоксингу. Приехав когда-то в Москву из маленького городка, Света своим упорством и невероятной силой характера всего в жизни добилась сама. На ее долю выпало немало тяжелых испытаний. И сейчас это очень успешная, самодостаточная женщина.

Света относится к категории, так сказать, скрытых чайлдфри — она не относит себя к данному сообществу и, по ее словам, таких людей совсем не одобряет. Однако спортсменка в свои 34 года вовсе не горит желанием обзавестись потомством: «Может, это и неправильно, но я не готова пока жертвовать своим временем, я эгоистична в этом. Я понимаю, что ребенку надо будет посвятить полностью все свое время. И если я пойду на этот шаг, то должна буду отказаться от всего, что сейчас имею: работа, общение, международные поездки». Светлана признается, что у тех, кто заводит детей, «все-таки, наверное, ярче выражен материнский инстинкт, нежели у меня».

Сейчас самым главным для нее остается любимая работа, путешествия, хобби. А дети… Света их вроде и хочет, но «когда-нибудь потом».

«Женщины хотят работать, а мужчины — лениться»

Так в чем же причина того, что растет количество людей, которые отнюдь не в восторге от прелестных пухлых младенцев и своей роли родителя? Что провоцирует их появление? Какие психологические особенности у чайлдфри?

Ольга Исупова, старший научный сотрудник Центра демографических исследований института демографии с удовольствием изучает тему чайлдфри и, несмотря на то что сама — мать, достаточно лояльно к ним относится. «Чайлдфри можно разделить на несколько типов, — говорит она. — Один из самых радикальных — так называемые реджекторы, то есть люди, кому неприятна физиологическая сторона деторождения: беременность, роды, грудное вскармливание и маленькие дети. Есть и другая группа, аффексьонадо, — это те, кто считает, что иметь детей несовместимо с их образом жизни, — некоторые артисты, художники, богема. Также к чайлдфри условно можно отнести и тех, кто вечно откладывает детей «на потом», и тех, кто так и не успевает решить, хотят они детей или нет, пока не становится слишком поздно».

Одной из причин роста числа чайлдфри в мире Ольга считает развитие репродуктивных технологий: «У людей появилась иллюзия, что они могут откладывать рождение детей до бесконечности, хотя на самом деле это не так. Кроме того, изменилось место ребенка в системе ценностей — женщина не готова жертвовать своей карьерой и временем на его воспитание».

Для российского общества характерно еще и то, что материнству стали, с одной стороны, придавать слишком большое значение, а с другой — мать лишена социальной поддержки.

— У нас в моде такое интенсивное материнство, что желание заводить детей пропадает, — считает Ольга Исупова. — Все функции по воспитанию и уходу за ребенком сейчас сваливаются на женщину, и, если она с этим не справляется, психологи объявляют ее дисфункциональной, пытаются лечить ее мозги. Вообще же для женщин быть чайлдфри — это прежде всего свобода работать, а для мужчин — это свобода НЕ работать. Согласно статистическим данным, среди активных в Интернете русских чайлдфри 70% составляют женщины с высокими заработками. А мужчины-чайлдфри, как правило, мало зарабатывают и имеют более низкий уровень образования, чем мужчины, у которых дети есть.

— Ольга, какой же должна быть социальная политика в отношении чайлдфри?

— Можно влиять введением моды, социальной рекламы на детей. Например, журнал «Вог» недавно опубликовал фотографию одной известной голландской модели, которая вся такая гламурная сидит и кормит грудью ребенка. Это был, конечно, такой вброс в общество, призыв. Но самые лучшие поощрения — это хорошие детские сады, ясли. В Европе туда можно отдать ребенка уже с двух месяцев, там общество помогает матерям не только деньгами, но и услугами. А у нас есть идеология «ты же мать!», и вот это больше всего вредит.

Психолог Сергей Мац считает, что для мужчины вполне типично нежелание иметь детей: «Это адекватный элемент мужской природы. Мужчина сразу хочет иметь взрослого ребенка. Поэтому чайлдфри мужчина или не чайлдфри — мне это мало что о нем говорит».

Если же женщина отказывается от материнства, как считает Мац, тут могут быть разные причины. Сознательный отказ от детей говорит о страхе женщины перед жизнью: «Она не хочет никаких переживаний, развития, главный ее стимул — спрятаться от реальных проблем». Нежелание детей может быть и бессознательным — когда женщина вроде и хочет детей, но откладывает материнство по разным «производственным» причинам, и, наконец, третий мотив — непсихологический — следование моде на бездетность.

Сергей признается, что чайлдфри ему лично неприятны, однако этот феномен — оборотная сторона свободы: «Женщина имеет право строить свою личную жизнь так, как ей хочется. У меня нет ни одного грамма симпатии и ни одного аргумента за чайлдфри, но я понимаю, что, если я хочу быть свободным, мне придется терпеть и их тоже».

Появление чайлдфри — закономерный процесс современного свободного общества. Все меньше людей готовы отказаться от своей активной, насыщенной жизни в пользу маленького беспомощного человечка. А условий, чтобы совместить и то и другое, практически нет. Сами чайлдфри, конечно, ни к чему не призывают и мечтают лишь о том, чтобы их оставили в покое. Но на их фоне те, кто сегодня все еще хочет детей, вызывают искреннее восхищение.

СПРАВКА "МК"

Чайлдфри в переводе с английского — «свободный от детей», то есть это те, кто сознательно отказывается от детей и не хочет когда-либо иметь их в будущем. Термин childfree возник в 70-е годы в феминистской Америке в противовес слову childless («бездетный»), которое, по мнению некоторых, означает, что детей «недостает» и они желанны. В России сообщество чайлдфри наиболее ярко начало о себе заявлять в 2000-х годах, тогда же в Интернете, в «Живом журнале», появилась и самая первая их группа ru-childfreе. Кроме того, об увеличении количества «свободных от детей» косвенно говорит и статистика за последние двадцать лет. По данным старшего научного сотрудника Центра демографических исследований Ольги Исуповой, количество окончательно бездетных к 50 годам женщин в России до 90-х годов составляло 7%, сейчас оно выросло до 17%.

Олеся Быкова, Московский Комсомолец