«Ты сердишься, значит, ты не прав», — ответил Владимир Путин принцу Чарльзу, который, как уверяют британские СМИ, сравнил российского лидера с Гитлером, а заодно и всем своим оппонентам на Западе.
Цитата из античного Лукиана прозвучала на встрече президента с главами ведущих мировых информагентств, которая состоялась на полях питерского экономического форума. Путин заверил, что готов продолжать отношения со всеми своими коллегами, не собирается возрождать СССР, не претендует на Луну и не боится мировой изоляции.
Путин не претендует на Луну фото: Наталия Губернаторова В этом году на ПМЭФ помимо вопросов экономики, бизнеса и финансов впервые широко обсуждалась роль медиа в современном мире. Для участия в дискуссии в Санкт-Петербург приехали руководители крупнейших мировых информагентств, включая Франс Пресс, Рейтер, Ассошиэйтед Пресс, Синьхуа, Киодо Ньюс и т.д. Сначала их ждали «круглые столы» и дебаты на актуальную в связи с событиями на Украине тему информационных войн, а на «закуску» — встреча и обед с Владимиром Путиным в Константиновском дворце. Неудивительно, что профессионалы своего дела (а среди участников оказался дважды лауреат Пулитцеровской премии) постарались выжать из этого рандеву по максимуму. Острые вопросы свистели как пули. Но они не только никого не убили, но, судя по безмятежному виду Путина, даже не ранили.
Всех без исключения традиционно интересовала Украина, а также новая «тема номер один» — отношения России и Китая. Подписав крупный газовый контракт и еще полсотни соглашений с Поднебесной, Владимир Путин, как оказалось, поставил на уши весь мир. Представители западных агентств пытали президента, хватит ли теперь газа для Европы. А главред японского Киодо Ньюс обиженно спрашивал, могут ли отношения с Токио выйти на столь же высокий и содержательный уровень, в частности, по проблеме спорных островов.
Путин заверил, что дружба России с Китаем не направлена против кого-то. Это не новый блок или военный союз. Москва готова к аналогичным отношениям с любой другой страной, если возникнет обоюдное желание. Но, к сожалению, пока западные страны занимают совершенно иную позицию. «Инструменты взаимодействия хороши только тогда, когда они реально применяются. А если весь бонус России заключается в том, что ей разрешают посидеть рядом и послушать, что говорят другие, то это не та роль, на которую мы можем согласиться», — подчеркнул Путин. Вместе с тем он заявил, что нацелен на продолжение диалога и не верит в перспективы «холодной войны», т.к. «в этом никто не заинтересован». По словам Путина, у него по-прежнему сохраняются добрые деловые и личные отношения с канцлером Германии Ангелой Меркель. А встреча с президентом Франции Франсуа Олландом вполне возможна уже в начале июня во время юбилейных торжеств в Нормандии по случаю высадки союзников.
Что касается британского принца Чарльза, то Путину явно хотелось бы думать лучше об этом человеке: «Я не слышал этого выражения (сравнения с Гитлером. — «МК»). Если это так, то, конечно, это неприемлемо. Я думаю, он и сам это понимает, он воспитанный человек. Это некоролевское поведение». Как бы там ни было, замечание принца не достигло своей цели. Президент сказал, что за предыдущие годы уже ко всему привык, поэтому в своей работе продолжит руководствоваться интересами российского народа, а не тем, «кто и что обо мне сказал». «В таких случаях я вспоминаю одно хорошее выражение: ты сердишься, значит, ты не прав. Передайте это и своему премьер-министру, и принцу Чарльзу», — попросил он директора агентства Пресс Ассошиэйшн Клайва Маршала. Кроме того, Путин посоветовал западным СМИ организовать опрос читателей на предмет их отношения к введению санкций против России и ее возможной изоляции. «Я уверен, что у нас будет много сторонников», — заявил он. Только в Германии за счет сотрудничества двух экономик существует 300 тыс. рабочих мест. К этой взаимной зависимости нужно относиться очень бережно и не подвергать испытаниям текущей политической конъюнктурой, уверен Путин.
Со своей стороны Россия не собирается использовать имеющиеся у нее рычаги давления против Европы. Газа будет столько, сколько надо, и подписание контракта с Китаем на западных поставках никак не скажется. Если возникнет такая потребность, «Газпром» увеличит добычу, пообещал президент. Сейчас он добывает 450 млрд кубов, а может добывать 650. Вопрос г-на Кирка из Канадиан Пресс о том, как следует понимать намерение России установить титановый флажок на «ничейном» пока арктическом шельфе, вызвал у Путина довольную улыбку. «Это не государственная, а эмоциональная акция», — пояснил он, но от претензий на четверть мировых запасов углеводородного сырья отказываться не стал. «Вон американцы высадились на Луну и поставили там свой флажок, — напомнил он. — Мы же не ругаемся с ними из-за этого и не говорим, что претендуем на Луну». Еще один миф, развенчанный на встрече, — якобы планируемое возрождение СССР. Подобные суждения, по мнению президента, — это инструмент информационной борьбы и попытка приклеить российским властям еще один ярлык. Путин снова повторил, что Россия не собиралась присоединять Крым, но перед угрозой вхождения Украины в НАТО и развертывания там системы ПРО не могла этого не сделать. «Все противоракеты, расположенные на определенных территориях, перекрывают стартовые площадки наших баллистических ракет наземного базирования», — честно признался он.