Приговор по одному из самых громких и загадочных уголовных дел последних лет - об убийстве Анны Политковской - состоялся.
Мосгорсуд в понедельник, 9 июня, на основании вердикта присяжных приговорил организатора этого преступления и киллера к пожизненному заключению, а других участников - к длительным срокам. Прокурор Мария Семененко, поддерживавшая в этом процессе гособвинение, осталась очень довольна результатом — она без ложной скромности заявила, что считает его «вершиной взаимодействия Следственного комитета и прокуратуры и их совместной работы». Гораздо более сдержанные оценки свершившемуся дали потерпевшие. Они заявили, что будут удовлетворены только когда на скамье подсудимых окажется заказчик убийства, имя которого, спустя без малого восемь лет, так и не названо.
Немного предыстории. Анна Политковская была застрелена 7 октября 2006 года в подъезде своего дома. Дело начала расследовать Генеральная прокуратура, в составе которой тогда еще было следствие. Вскоре были задержаны 11 подозреваемых в причастности к этому преступлению, но в итоге на скамье подсудимых Московского окружного военного суда (МОВС) оказались только двое братьев Мамудовых — Джабраил и Ибрагим (они обвинялись в слежке за Политковской) и бывший милиционер Сергей Хаджикурбанов (он шел по делу как организатор преступления). Тот, кого следствие считало непосредственным убийцей Политковской — родной брат Махмудовых, Рустам — находился в бегах. В качестве свидетелей обвинения в процессе участвовали также родной дядя Махмудовых Лом-Али Гайтукаев и начальник оперативно-поискового управления московской полиции Дмитрий Павлюченков (изначально они тоже были среди 11 задержанных, но позже их отпустили). Показания этих «свидетелей» в суде мало что дали для понимания картины преступления, зато заронили серьезные сомнения в их собственной роли в этом деле. Подсудимые также ничего не рассказали существенного, они лишь заявляли что не имеют к убийству журналистки — «женщины, да еще и защищавшей права чеченцев», никакого отношения. Но это тоже вызывало сомнения. Поскольку в процессе то и дело всплывали указания на то, что к слежке за журналисткой были причастны различные силовики, представители потерпевших предположили, что Махмудовых могли использовать втемную. И присяжные МОВСа в 2008 году оправдали всех троих подсудимых. Выходя на свободу, братья Махмудовы обещали рассказать потерпевшим все, что им известно. Но свое слово так и не сдержали.
Примечательно, что тогда в обвинении были намеки на предполагаемого заказчика. Во-всяком случае, там утверждалось, что Политковская была убита из-за ее критических публикаций в адрес лидера одной из Северокавказских республик.
Позже Верховный суд оправдательный приговор отменил, вернув дело на новое рассмотрение, потом оно было передано обратно следствию.
В 2011 году, когда СКР уже получил полную самостоятельность, Рустам Махмудов был задержан. А один из числа 11 изначально задержанных, но потом отпущенных подозреваемых, вышел на потерпевших и рассказал, что Дмитрий Павлюченков имеет самое непосредственное отношение к преступлению. Вскоре после этого задержали и Павлюченкова, который был вынужден пойти на сделку со следствием и обличил всех вышеназванных фигурантов. Главным условием этой сделки было то, что Павлюченков назовет имена заказчиков убийства. Он назвал Березовского и Закаева.
И обвинительное заключение стало выглядеть иначе. Организатором убийства Анны Политковской оказался Лом-Али Гайтукаев, а сам Павлюченков, который был связан с Гайтукаевым, Рустамом Махмудовым и Сергеем Хаджикурбановым, выступил в роли организатора только лишь слежки за журналисткой, которую вели его подчиненные — сотрудники ГУВД Москвы. В 2012 году Павлюченкова за это осудили, рассмотрев его дело, выделенное в отдельное производство, в особом порядке — без исследования каких-либо доказательств.
Позже в суд было передано и дело в отношении Гайтукаева, Хаджикурбанова и троих Махмудовых. Теперь обвинение гласило, что убийство Политковской было совершено из-за ее критических публикаций о нарушении прав человека и хищении государственной собственности. Кого именно могла задеть своими статьями журналистка, - там уже даже не намекалось.
Это позволило стороне защиты попробовать убедить присяжных в том, что предполагаемым заказчиком мог быть и Сулим Ямадаев, с которым по утверждениям адвокатов подсудимых, был связан Павлюченков. И что убийство Политковской было от начала до конца организовано и осуществлено именно Павлюченковым и его сообщниками. Но вот что на месте преступления делали братья Махмудовы, которых вычислили по детализациям телефонных переговоров, ни защита подсудимых, ни они сами так и не смогли объяснить.
Результат: присяжные с тем или иным перевесом признали подсудимых виновными. Суд, основываясь на обвинительном вердикте, учел особую опасность как содеянного подсудимыми, так и их самих для общества. Смягчающими наказание факторами стали наличие несовершеннолетних детей у Рустама, Джабраила Мамудовых и Сергея Хаджикурбанова и то, что Ибрагим Махмудов самостоятельно выдал автомобиль, фигурирующий в деле. Гайтукаев и Рустам Махмудов были приговорены к пожизненному наказанию, Джабраил к 14 годам, Ибрагим к 12, а Сергей Хаджикурбанов к 20 годам строгого режима. Также в пользу потерпевших суд постановил взыскать с Гайтукаева и Рустама Махмудова по 800 тысяч рублей, с Хаджикурбанова — 500 тысяч, а с остальных Махмудовых — по 300 тысяч рублей.
На протяжении всего процесса подсудимые вели себя скандально. Несогласные с обвинением, они грубили судье, нередко из «клетки» можно было услышать мат. За это их не один раз удаляли из зала, на какое-то время лишая возможности участвовать в процессе.
Но в понедельник, перед оглашением приговора они выглядели совершенно спокойными и даже благодушными. Большее, что они позволили себе в этот день - иронично назвать суд «самым справедливым в мире». Когда сроки были оглашены, на их лицах сияли абсолютно не вяжущиеся с произошедшим улыбки.
Их адвокаты объяснили такое поведение осужденных тем, что состоявшийся приговор был для них «абсолютно ожидаемым». По мнению защиты, этот процесс «стал темным пятном на мантии правосудия». Адвокаты, по их словам, конечно же, намерены обжаловать приговор, но без всякой надежды на оправдание. Процедура обжалования необходима им для того, чтобы впоследствии можно было апеллировать к Страссбургскому суду по правам человека, где они надеются получить результат.
Между тем, ощущение, что состоявшийся процесс расставил точки над i, так и не пришло. Пересуды вокруг этого дела среди журналистов — самой заинтересованной в установлении истины части общества - не умолкают, ведь главный вопрос, кто именно и за что заказал Анну Политковскую — так и остался открытым. Многие уверены, что рассказать правду нам еще долго никто так и не решится. О том, что что это дело имеет явный политический характер, пишущую братию заставляет думать и тот факт, что на прошлой неделе в Мосгорсуд поступило ходатайство от Дмитрия Павлюченкова об отсрочке ему дальнейшего исполнения наказания (он получил 11 лет) в связи с ухудшившимся состоянием здоровья. Многие считают, что просто так, исключительно по инициативе самого подсудимого или его адвоката такие ходатайства не заявляются.
Впрочем, в Следственном комитете утверждают, что не собираются складывать руки и выделили уголовное дело в отношении заказчиков в отдельное производство.
- Следствие продолжает активную работу по их установлению, но, к сожалению, многое зависит от наших зарубежных коллег, в частности, правоохранительных органов Великобритании, Турции, куда мы неоднократно направляли запросы о правовой помощи. Но вот до настоящего момента ни на один из этих запросов мы так и не получили ответа. Но, тем не менее, Следственный комитет, несмотря на вынесенное сегодня решение, будет предпринимать исчерпывающие меры к установлению заказчика убийства Анны Политковской, - заявил официальный представитель СКР Владимир Маркин.