Легенда о том, что в дивном новом информационном мире шила в мешке пропаганды не утаишь, рассыпалась на наших глазах. Еще как утаишь. И не то что шило, а целую ракету, которой в четверг вечером был сбит над Донецком злополучный «Боинг» малайзийской авиакомпании.
В 2011 году, когда произошел теракт в аэропорту «Домодедово», социальные сети и блоги впервые сообщили об этом на полтора часа раньше информационных агентств. Казалось, это победа: никакой Геббельс не накинет платок на рот миллионам блогеров, которые, разумеется, сообщают миру правду и только правду. Спустя три года мы имеем возможность сполна пожать плоды собственной надежды на то, что в мире соцсетей тайное немедленно станет явным. Пошли четвертые сутки с момента авиакатастрофы, а мы все еще не знаем ответов на самые элементарные вопросы. Сколько все-таки детей находилось на борту «Боинга» — трое или восемьдесят? Сколько специалистов по борьбе со СПИДом — сто или один? Сообщается и так, и так; меру человеческой трагедии ответы на эти вопросы не изменят, но надо же понимать, откуда и почему шла неверная информация. Существует ли в природе испанский диспетчер «Борисполя», который очень вовремя начал разоблачать киевские власти и о котором даже успели написать газеты? Но не «Борисполь» вел обреченный самолет, а аэропорт в Днепропетровске. Кто-нибудь видел достоверные показания днепропетровского диспетчера? Одни перепечатки неизвестно откуда. А ведь к нему масса вопросов: почему именно в этот день «Боинг» шел севернее всех своих обычных маршрутов, почему ему снизили высоту... И где в конце концов хваленые эксперты, которые объяснят, что идущий на крейсерской скорости «Боинг» выходит из зоны поражения «Буком» за считаные минуты; случайности, конечно, возможны, но вообще-то, чтобы так четко попасть в цель, эту цель надо ждать. Где-то в недрах Интернета глухо обсасывается версия о том, что ополченцам «слили» данные о маршруте «Боинга» под видом киевского транспортника. Кто слушал выкинутую в Интернет запись переговоров между дэнээровцами, подтверждает: такое имитировать невозможно.
Шок в этой прослушке — настоящий. И шок этот связан именно с тем, что предполагаемый самолет врага оказался гражданским. Впрочем, вот сюрприз: некоторые пользователи утверждают, что обличительный ролик был создан за сутки до катастрофы. Такая информация сохраняется в настройках файла — и подделать ее сложно...
Но кого интересуют все эти детали? Дивный информационный мир, как оказалось, не умеет анализировать, задавать вопросы и искать на них ответы. Или не хочет. Если три тысячи раз сослаться на чей-то блог, то написанное там приобретает значение истины по принципу «все говорят». А эмоциональные возгласы «теперь за границей будет стыдно разговаривать по-русски!» находят больше понимания, чем скучные вопросы о подлетном времени ракеты «земля—воздух». От блогов не отстает и хваленая профессиональная западная пресса. Заголовок «Снаряд Путина» ведущий британский таблоид сверстал еще даже до того, как появилось подтверждение, что самолет именно сбит. А заголовок «Путин убил моего сына» — уже после того, как президент США Барак Обама заявил, что ракета была выпущена не с российской территории. Виновные назначены. Мы такое уже видели в том же самом Совбезе ООН в 2003 году, когда госсекретарь США Колин Пауэлл показывал всему миру ампулу со спорами сибирской язвы — якобы оружием массового поражения, якобы разрабатывавшемся в Ираке. Потом он даже признал, что это была подделка. В ежедневной газете корреспондента, протолкнувшего на первую полосу липу, уволили бы со свистом. Но карьере Пауэлла эта маленькая неприятность не помешала. Как не помешала она и повесить Саддама Хусейна тогда, когда весь мир уже знал, что никакого бактериологического оружия у него не было...
А знаете, где еще мы видели нечто подобное? На процессе по делу «Кировлеса», по «болотному делу», по делу Удальцова и Развозжаева, когда назначенных виновных подводили под приговор. Масштабы разные, но принцип тот же: доказательства не играют никакой роли.
И уже непонятно, возможно ли вообще отличить правду от лжи в этом дивном новом информационном мире.