Кара для кинозрителей

«Железный занавес» и цензура — эти приметы советского времени сегодня, похоже, перестают быть призраками прошлого и превращаются в реальные перспективы.

Взять хотя бы предложение режиссера Юрия Кары, высказанное в ходе обсуждения проекта «Основ государственной культурной политики», скорректированную версию которого представят президенту в ноябре. Автор фильмов «Завтра была война» и «Мастер и Маргарита» уверен, что самое время запретить показ американского кино в России на время санкций. Как в кинотеатрах, так и на ТВ. Мол, у американцев все русские всегда злодеи.

Представим, что идею Кара незамедлительно воплотили в жизнь. Сразу окажется, что смотреть зрителям больше нечего. Согласно статистике 2013 года, доля американского кино в российском прокате составляет половину от всех фильмов, и это не считая бесчисленных телевизионных передач и сериалов, купленных в США. К слову, доля иностранного кино в российском прокате 2014 года и того больше — 81%. Какое кино займет это дыру в эфирном времени? Японские, корейские и иранские фильмы — это уже предложение Станислава Говорухина, председателя Комитета Госдумы по культуре.

Еще одно предложение в том же ключе сделала Рената Сотириади, замдиректора Театра на Таганке. Но кроме «увеличения квоты отечественного продукта на телевидение и радио за счет уменьшения зарубежной» она считает, что России необходима «фильтрация контента» — то есть увеличение контроля над СМИ. «Почитайте блоги журналистов — там сплошной экстремизм», — в частности, сказала Сотириади. По сути, она предлагает не просто контролировать качество материалов журналистов, публикуемых на сайтах и страницах изданий, но и запретить журналистам высказывать свою позицию в блогах. И эта инициатива — в отличие от идеи Кары — наверняка войдет в проект «Основ государственной культурной политики».

Читаем выдержки из проекта (раздел стратегических задач): «Необходимо найти эффективные формы и средства повышения качества материалов в Интернете», так как «сегодня в киберпространстве все, кто имеет доступ к компьютеру и Интернету, что-то создают и распространяют вне зависимости от образования, кругозора, жизненного опыта, знания предмета, психологического здоровья и их истинных намерений». Так-то оно так — почти каждый сегодня ведет страничку в соцсети или блог в ЖЖ и высказывается там. И эта возможность высказывать собственное мнение, между прочим, гарантирована гражданам РФ в Конституции. Интернет, конечно, загрязнен, только вот представить, как можно «отфильтровать» информацию на его просторах, да так, чтобы не нарушить российские же законы, крайне сложно. И механизма этого экспертный совет по обсуждению проекта «Основ…» не придумал. «Не представляю. Я даже не умею включать компьютер», — сказал Говорухин, отвечая на вопрос «МК» на сей счет.

Встал вопрос и о контроле иностранного искусства, привозимого с Запада: на этот счет высказался Сергей «Африка» Бугаев, который входит в число доверенных лиц президента, как и Юрий Кара. Он возмутился «Манифестой», проходящей сейчас в Эрмитаже, и говорил о том, как на западный фестиваль «с их иерархией ценностей» тратятся миллионы, в то время как не могут найти средств на памятник Цою в Петербурге.

Президент Пушкинского музея Ирина Антонова, кстати, поддержала тему и сказала, что «Манифесту», «наверное, не стоило проводить в Эрмитаже». Однако ее главный посыл заключался в другом. Ирина Александровна предложила повторить советский опыт и перераспределить музейный фонд, то есть передать региональным музеям экспонаты из крупных хранилищ. И эта идея оказалась одной из самых реальных из всего перечисленного — ведь действительно крупные музеи страдают от недостатка места для хранения экспонатов, тогда как в регионах у людей нет возможностей увидеть работы хрестоматийных художников. В общей сложности за время обсуждения проекта «Основ…» было высказано и принято к сведению более 1,2 тысячи предложений. Их должны учесть в ходе доработки документа, а оно должно завершиться в ближайшее время. Очевидно, что обострение мировой политической ситуации повлияет на него — и, похоже, самым радикальным образом.

Мария Москвичева, Московский Комсомолец