Павел Астахов: «У нас совершено другие традиции, и такой способ России не подходит».

Уже пять лет в России существует институт Уполномоченного по правам ребенка, возглавляемый Павлом Астаховым.

В конце года детский омбудсмен подвел итоги работы не только в 2014 году, но и за всю пятилетку. Он подчеркнул два успеха, которые считает наиболее важными – это заметный рост числа квартир, которые государство выдает выпускникам детских домов, а также защиту россиян от обязательных уроков секс-просвета, на проведении которых в российских школах настаивает Совет Европы.

Свое выступление Астахов начал с горячих тем. В связи с захватом в подмосковном Нахабино девочки в заложницы уроженцем Узбекистана, омбудсмен пообещал форсировать инициативу по дактилоскопии всех прибывающих в Россию мигрантов: «Когда вы получаете визу в Великобританию или США – это норма. Подобное нужно установить и нам!»

А в связи с началом зимнего сезона уполномоченный напомнил о многих случаях родительской безответственности при использовании электрообогревателей и печей:

-Недавно в Иркутской области мать поставила двум детям под кровать обогреватель с открытой спиралью, и оставила их на ночь. В результате пожара дети погибли. Я обратился к руководителям муниципалитетов, где есть частные дома, чтобы провели осмотр на предмет безопасности средств отопления и разъяснительную работу.

Что касается цифр, то они детского омбудсмена радуют.

-В России устойчиво растет рождаемость. Всемирная организация здравоохранения делала прогноз до 2025 года – по нему в нашей стране ожидалось в лучшем случае 20 млн. детей, в худшем – 18 млн. Но сегодня у нас уже 27 миллионов! Хотя, конечно, в США сейчас – 75 млн. детей, а к 2025 году ожидается более 100 млн….

Ситуацией с сиротством в стране Астахов счел возможным похвастаться:

-На начало моей работы в 2009 году в детдомах страны было 125.045 детей-сирот, а в 2013-м их оставалось лишь 78.226 человек. Сократили на 41%. На 65% снизилось число иностранных усыновлений, а количество россиян, желающих стать приемными родителями, выросло на 70%. Эта работа станет еще более эффективной, после того, как массово заработает такая формы усыновления, как профессиональная приемная семья. Пока есть только отдельные примеры, но они отлично действуют – к примеру, во владимирской области создана социальная деревня, куда на конкурсной основе нанимают профессиональных родителей и платят им большую зарплату. Такие семьи особенно нужны для усыновления самых сложных категорий детей – инвалидов, братьев и сестер, подростков.

Когда зашла речь об оплате труда усыновителей, Астахов упомянул зарубежные социальные схемы, где родители, воспитывающие детей и не работающие, получают от государства хорошую зарплату:

-Да, к примеру, в Швеции или Норвегии мама-домохозяйка, занимающаяся воспитанием детей, получает такую же зарплату, как премьер-министр (в этих странах нет такого разрыва между размерами зарплат среднего гражданина и политика топ-уровня, как в РФ – «МК»). Так же там поддерживают и физически – соцслужба пришлет соцработника, который может пожить у вас и помочь с детьми. Но если эта няня сочтет, что вы не справляетесь с их воспитанием, она тут же напишет отчет, детей изымут и передадут в замещающую семью. Поэтому ситуация с нашими соотечественниками в скандинавских странах очень непростая. Мне каждый день приходят просьбы о помощи от наших граждан из-за границы. В скандинавских странах органы опеки – это большие деньги, это бизнес.

Как непростую оценил Астахов ситуацию с американскими усыновителями.

-Усыновление гражданами США давно запрещено, но тысячи детей уже были вывезены. И сейчас американцы саботируют сотрудничество в этой сфере – от более чем 700 семей не поступают регулярные отчеты в нашу страну, которые они обязаны регулярно подавать. Зато Европа активно рвется сотрудничать. В 2012 году мы подписали Конвенцию совета Европы по защите детей от сексуальной эксплуатации, и на этом основании европейцы требуют от нас начать повсеместные уроки секс-просвещения чуть ли не с детсадовского возраста. Хотя в этой Конвенции нигде напрямую не сказано об обязательствах начать уроки «секс-просвета»! У нас совершено другие традиции, и такой способ России не подходит. Если вести просветительскую работу, то с родителями, а не с детьми в детсаду и школе. А уж родители сами обсудят с отпрысками эту деликатную сферу.

Своим важным достижением Астахов считает и закрытие детских домов. В 2013 году их закрыли 87 штук, а в 2014 – уже 129. При этом постепенно выправляется ситуация с предоставлением жилья выпускникам интернатов и детдомов. До сих пор очередь насчитывает около ста тысяч человек, но количество получивших жилье с каждым годом растет. Астахов привел такие цифры:

-В 2009 году сиротам было предоставлено 12505 квартир. В 2013 — уже 23700. А по итогам 2014 года это число должно составить больше 30.000.

Евгений Балабас, Московский Комсомолец