С 1 февраля розничные цены на крепкий алкоголь будут снижены с 220 рублей до 185 рублей. За такую цену можно будет купить поллитровку «беленькой».
Эксперты уверяют, что себестоимость горячительного от этого не снизится — просто региональные власти в начале 2015 года должны пополнить бюджеты стабильными доходами. В обмен регионам могут быть снижены акцизы на производство и продажу «жидкого хлеба». Только объем суррогатов на прилавках от этого не снизится — алкогольные комбинаты, специализирующиеся на подделках, переориентируют свои поставки и снова наполнят рынок некачественным алкоголем.
Правительство снижает цены на водку. В первый раз за всю новейшую историю. Росалкогольрегулирование подготовило приказ о новой минимальной розничной цене на крепкий алкоголь (более 28% содержания спирта). Он должен вступить в силу с 1 февраля 2015 года. В соответствии с ним поллитровку «40-градусной» можно будет купить за 185 рублей, а не за 220 рублей, как сейчас.
Зачем это понадобилось государству? Очевидно, что значительная доля российских доходов формируется за счет продажи алкогольных напитков. Только в прошлом году они принесли в казну 160 млрд рублей. В этом году, по оценкам экспертов, доходы снизятся и составят чуть более 130 млрд.
Россияне начали меньше пить? Вряд ли. Просто дешевая водка повысилась в цене. За 2014 год ее минимальная цена выросла до 220 рублей (напомним, что в начале года бутылку можно было купить всего за 125 рублей).
Только, как уверяет глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз, все дело не в повышении качества питья, а в неправильном регулировании рынка. За 220 рублей бутылку можно купить буквально на каждом углу. «Только все зависит от маркировки. Вот вы покупаете поллитровку в Москве, но на этикетке указана Тверь. Все понятно: произвели в Твери, но перевезли в Москву, в те магазины, у которых есть лицензия на продажу. На транспорте можно экономить гораздо больше, чем на легальных лицензиях», — говорит владелец небольшого столичного супермаркета.
Вадим Дробиз подтверждает этот сценарий. «Возить водку из Казахстана, где ее себестоимость составляет около 20 рублей, гораздо дешевле и выгоднее, нежели производить на местных комбинатах», — говорит эксперт.
Да и в Подмосковье, если поискать, найдется десяток нелегальных заводов. И эту водку пьет все население. Может быть, она и не лицензионная, поддельная, но отравиться ей — это 50 на 50. То есть риск оправдан.
Глава Росалкогольрегулирования Игорь Чуян утверждает, что в настоящем времени может произойти увеличение теневого сектора алкогольного рынка: малообеспеченные потребители не готовы платить нынешнюю цену и переходят на суррогаты — самогон, «медицинские» жидкости двойного назначения, нелегальную продукцию, реализующуюся через «альтернативные» каналы сбыта. Только, как говорит Вадим Дробиз, бороться с незаконным алкоголем путем повышения и снижения цен довольно сложно — всегда найдутся методы обойти ценообразование, а регулирование лишь дает спекулянтам повод назначать «теневую» цену на рынке.
«Судя по всему, дело не в желании государства снизить потребление поддельного алкоголя в среде населения. Просто есть подозрения, что высшее руководство страны договорилось с местной властью о такой мере: снижение минимальных цен на алкоголь. Есть много вариантов, как этим можно воспользоваться: либо заработать на легальном алкоголе, либо поднять необходимые для местного бюджета средства на откатах с незаконных продаж горячительного. Легализовать незаконную продукцию и повысить мораль граждан за счет такой меры невозможно», — отмечает Вадим Дробиз.