В Иране во вторник министр обороны РФ Сергей Шойгу и его иранский коллега, бригадный генерал Хосейн Дехган, подписали соглашение о военном сотрудничестве.
Документ был согласован в ходе официального визита главы российского военного ведомства в Исламскую Республику Иран. Примечательно, что это первый визит в Иран министра обороны РФ за последние 15 лет. Иранская пресса уже назвала это событие прорывным, а военные эксперты, опрошенные «МК», надеются, что встреча в Тегеране послужит толчком к возобновлению военно-технического сотрудничества между нашими странами.
До того как сесть за стол переговоров, Сергей Шойгу и Хосейн Дехган возложили венок к Могиле Неизвестного Солдата, находящейся во дворе перед зданием минобороны Ирана.
— Мы выступаем за долгосрочное и многоплановое сотрудничество с Ираном и приветствуем стремление иранского руководства к всестороннему расширению связей с Россией, в том числе в оборонной сфере, — сказал российский министр в ходе церемонии подписания документа о военном сотрудничестве. — У нас общие вызовы и угрозы в регионе, противостоять которым можно только сообща.
Переговоры двух министров носили конфиденциальный характер, однако Шойгу приоткрыл завесу, рассказав, что стороны договорились о том, что теперь двустороннее взаимодействие будет носить большую практическую направленность и содействовать повышению боеспособности армий России и Ирана. Стороны также обменялись оценками ситуации на Ближнем Востоке и в Центральной Азии.
— Приветствуем настрой Тегерана на честное сотрудничество по Афганистану, в том числе в рамках Шанхайской организации сотрудничества, — сказал российский министр. — С удовлетворением отмечаем серьезные шаги, предпринимаемые иранской стороной по противодействию наркотрафику с афганской территории, в контексте решения этих проблем особую роль приобретает сотрудничество военных ведомств России и Ирана.
Говоря о подписании договора, Шойгу отметил, что теперь создана теоретическая основа взаимодействия в военной области. Помимо непосредственно военного сотрудничества Россия и Иран договорились о расширении делегационного обмена, проведении штабных переговоров, участии в учениях в качестве наблюдателей, о подготовке военных кадров, обмене опытом в миротворческой деятельности и борьбе с терроризмом.
В свою очередь иранский министр заявил, что, по мнению обеих сторон, причиной обострения обстановки в регионе является политика США, которые вмешиваются во внутренние дела других стран. Он подчеркнул, что ситуация в регионе и в мире требует, чтобы «мощная Россия и мощный Иран совместно содействовали укреплению международной безопасности и региональной стабильности».
Нынешний визит и подписанное соглашение о военном сотрудничестве Дехган назвал «основой для развития всестороннего военного сотрудничества в различных областях».
После встречи министров обороны двух стран на сайте иранского военного ведомства появилась информация о том, что стороны договорились урегулировать проблемы с ЗРК С-300.
Наш эксперт
Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий: «Военно-техническое сотрудничество между нашими странами переживало как взлеты, так и падения. Свой очередной взлет российско-иранское военное сотрудничество пережило в 1989–1991 годах, когда между СССР и Ираном было заключено четыре крупных соглашения на 5,1 миллиарда долларов. Соглашение 1989 года предусматривало поставки самолетов, вертолетов и зенитных ракетных систем С-200 на 1,3 миллиарда долларов. Так же в России для Ирана должны были построить дизель-электрические подводные лодки, достигнуто соглашение о содействии в постройке танков Т-72 . Однако в середине 90-х годов Россия поддалась давлению Запада и дистанцировалась от Ирана.
Здесь можно вспомнить печально известный протокол «Гор — Черномырдин», согласно которому РФ обязалась досрочно, до конца 1999 года, завершить выполнение перед Ираном всех ранее подписанных контрактов по поставкам продукции и оказанию услуг военного назначения, после чего поставки по этим соглашениям более не производить. Была надежда на нормализацию отношений в начале «нулевых» годов, но она была похоронена российским решением не поставлять в Иран ЗРК С-300, несмотря на то что эти поставки не подпадали ни под какие международные запреты. Более того, Иран даже выплатил аванс за эти комплексы.
Есть несколько позиций, где РФ и Иран «играют на одной стороне». В частности, эта исламская республика выступает против доминирования США на международной арене, что очень близко РФ. Кроме того, Иран, как шиитская страна, выступает против радикальных исламистов-суннитов, которые формируют террористические образования на Ближнем Востоке. Также Иран, как и Россия, выступает за высокие цены на нефть. Только одного этого достаточно, чтобы наши отношения развивались позитивно. Однако насколько эти ожидания воплотятся в жизнь, покажет только время».