Саудовская Аравия увеличит цены на «черное золото» в обмен на отказ Кремля поддерживать нынешнюю власть Сирии во главе с Башаром Асадом — такова версия New York Times.
Издание утверждает, что переговоры якобы идут полным ходом. Москва и Эр-Рияд это опровергают. Но цены накануне такого «вброса» выросли на 12% и достигали $60 за баррель (в 2014 году с легкой руки Саудовской Аравии они упали с $115 до $48.). Сейчас саудитам, чей дефицит бюджета в этом году может составить до $70 млрд, нужно играть на повышение, поэтому Эр-Рияду это вроде на руку. Только, по словам специалистов, по такому вопросу невозможно договориться даже на гипотетическом уровне. Обе стороны потребуют слишком многого и потом не будут исполнять обязательства. Кто прав, покажет цена на нефть.
Котировки на нефть начали расти в конце прошлой недели, причем без явных стимулов. С 29 января по 3 февраля стоимость «черного золота» выросла с $48,5 до $58,8 за баррель. Более того, в ходе торгов цена доходила до $60, но к вечеру 4 февраля вернулась к $57,5.
Рубль среагировал на своего главного союзника, правда, не сразу. Сначала его курс продолжал падать и к 3 февраля снизился до 69,66 рублей за доллар, но на 5 февраля ЦБ объявил позиции на уровне в 65,4 рубля за «зеленый».
В чем причина роста цен на нефть и почему рубль не смог этим воспользоваться в полной мере?
Нынешние котировки «черного золота» не могут похвастать объективностью. Причиной такого ценообразования стала внешняя политика стран ОПЕК. Нефтяной картель во главе с Саудовской Аравией искусственно снижал цены: увеличивал добычу и делал скидки основным потребителям — Китаю и США. Тем самым Эр-Рияд не давал американским компаниям выйти на экспорт сырья, а России — заполнить нефтью азиатский рынок.
В итоге за год цены на нефть упали ниже $50 за баррель — такой результат прогнозировали только самые пессимистичные прогнозисты. Более того, министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Нуйами говорил, что страны ОПЕК не снизят добычу нефти даже при ценах в $20 за баррель.
Все поверили — золотовалютные резервы Эр-Рияда близки в $800 млрд, поэтому год-два низких цен на нефть Саудовская Аравия переживет. Рассчитывали, что только смерть саудовского короля Абдуллаха ибн Абдула-Азиза Аль Сауда вызовет новые повороты.
Саудовский монарх скончался. Но цены на нефть продолжали падать. На первый взгляд, не существовало никаких объективных причин, чтобы они начали расти. Но с конца прошлой недели последовал взлет — котировки увеличились более чем на 10%. Неужели перемена власти в Эр-Рияде подействовала? Уже сменилось несколько высокопоставленных чиновников, включая главу саудовской разведки, который, в частности, отвечал за ценовую политику.
Однако Али аль-Нуйами по сей день на своем месте и пока рано говорить, что ОПЕК пойдет на снижение добычи.
Как давить на цену «черного золота» в отсутствие экономических предпосылок? Только политическими методами. Например, как это сделала, New York Times, опубликовавшая информацию о тайных переговорах Москвы и Эр-Рияда. Якобы в ходе такого процесса, Москва, в обмен на повышение цен на нефть, прекратит поддерживать правительство Сирии и конкретно Башара Асада политическими и экономическими способами.
Председатель комитета Госдумы по международной политике Алексей Пушков назвал это «уткой». С ним солидарны и эксперты «МК». По их мнению, Россия не обменяет Асада на дорогую нефть, так как это не слишком равнозначный обмен.
На российскую экономику давят не только низкие цены на нефть. Это, в первую очередь, западные санкции, которые ограничили наши компании и банки от дешевых кредитов, тем самым обрушив рубль и раскрутив инфляцию.
«Если бы подобные переговоры проводить на равных, то Россия могла бы потребовать отмену санкций против России, а также признание Крыма и отвод украинских войск от границ Донбасса», — отметил правительственный источник «МК».
Но на такую сделку не пойдет Эр-Рияд, чью политическую позицию определяет Вашингтон, который так долго боролся за контроль над Киевом.
Рублю в таком случае остается надеется только на самого себя. К весне его стоимость грозит упасть до 80 рублей за доллар. А вот к III кварталу стоимость «деревянного» может укрепиться до 61 рубля, говорит директор Института стратегического анализа Игорь Николаев. Сыграет падение добычи в США, рост спроса со стороны Китая, потребности в нефтедолларах Саудовской Аравии.
ЭКСПЕРТЫ «МК»
Сергей Афонцев, профессор, завотделом экономической теории ИМЭМО РАН: «Переговоры Москвы и Эр-Рияда — не новость, это запоздалая «старость». Об этом уже неоднократно говорили. Конечно, можно рассуждать о встречах Владимира Путина с ближневосточными шейхами, руководителями Ирана, другими ближневосточными вождями — якобы Россия может положить на карту все, что возможно, чтобы цены на «черное золото», от которых зависит бюджет нашей страны и стабильность экономики, выросли. Только итоги подобных переговоров будут неубедительны. История показывает, что выгоден сам процесс, а не его результаты. Вбросы столь скандальных сентенций — это спекуляция, на руку политического истеблишмента, способного взбаламутить рынок, но не вызвать длительных трендов».
Евгений Никитенко, профессор кафедры национальной безопасности ФНБ РАНХиГС:
«Информация о возможности сдачи Асада в обмен на дорогую нефть не соответствует исторической концепции международной политики. Анализ международных отношений доказывает, что наша страна на это ни в коем случае не пойдет. Это равнозначно тому, что Россия встанет на колени перед Вашингтоном. Обама пытается создать новую геополитическую модель, в которой США, в любом случае, будут играть главенствующую роль. Вашингтон пытается в очередной раз навязать политику «управляемого хаоса». Не важно, что станет предметом размена — Украина, цены на нефть или другое. В XXI веке нельзя навязать монополярный порядок. Этому будет препятствовать и мировая экономика, и государства, ею управляющие».