В новостях новосибирский «Тангейзер» затмил Крым и Донбасс. Это безумие. Ничтожное событие стало главнее войны.
Опыт есть. Власть изо всех сил наступила на те же грабли. Когда никому не нужные и никому не известные девки попрыгали и покричали в храме Христа Спасителя, их арестовали, судили и посадили. Только это — арест и «двушечка» — сделали их звёздами всей планеты. Не талант, не ум, а именно государственная кара прославила их до небес. (Ирония судьбы: не в первый раз намерение правоверной толпы беспощадно казнить блудницу приводит к тому, что она попадает в Св. Писание.)
И снова: не талант прославил оперу на весь мир, а государственная (и опять с подачи церкви) кара: запрет, увольнение, приговор министерства культур-мультур.
Пресс-секретарь президента России заявил: «Государство, которое выделяет деньги на производство кинематографической продукции и на постановки в театрах, вправе ожидать от творческих коллективов корректных постановок».
Очень честно сказано: государство хочет корректных постановок. Говоря по-русски — скучных смертельно. Скучных, как речи чиновников, пустых, как протокольная вежливость.
...Плакат, из-за которого поднялся скандал, действительно похабный. Попытки доказать, что человек, распятый в промежности, изображает не Христа, а что-то другое... Мол, некто просто раскинул руки; мол, креста на картинке нет — это глупость или лицемерие. Поза узнаваема сразу и безошибочно, вдобавок видишь рану в области сердца и струйку крови из раны...
Церковь и государство так бурно вскипели, будто только и ждали повода ввести цензуру. Жаль, если она будет введена из-за такой дряни. Жаль, если после этого ничтожного случая тысячи чиновников, не имеющих ни ума, ни таланта, получат право запрещать.
Цензор по природе своей — тля. Его искусство вообще не интересует. Он занят только одним: угодить начальству, не огорчить.
Вот самый краткий список их скотских подвигов:
Лучший фильм Алексея Германа «Проверка на дорогах» был запрещён 15 лет. Лучший фильм Андрона Михалкова-Кончаловского «История Аси Клячиной...» был запрещён 20 лет. Спектакль «Живой» в Театре на Таганке был запрещён 21 год. Спектакль «Случай в Виши» в «Современнике» был запрещён 21 год. Фильм «Комиссар» Александра Аскольдова был запрещён 21 год. (А когда разрешили показ чудом сохранившегося фильма, он получил десятки призов в СССР и за границей, а Мордюкова за эту роль попала в 10 лучших актрис ХХ века.)
...Кроме церковно-государственного скандала поднялась и в обществе настоящая пыльная буря. Опять размежевания и взаимная ярость. Опять поспешные комментарии; как же иначе: горячая тема, упустить нельзя.
Вот и сам ввязываюсь (впервые), да и то лишь потому, что наткнулся на комментарий талантливого Дмитрия Быкова. Он пишет:
«Главный повод для скандала — плакат с распятием на фоне лона Венеры — уже заменен пустым листом. ... В Библии есть фраза: «Рече безумен в сердце своем: «Несть Бог» (Пс. 13, 1). Значит ли это, что следует запретить Библию за пропаганду атеизма? Многие верующие наверняка были бы оскорблены; беда в том, что они не открывают Библию».
В 13-м псалме сказано: «Рече безумец в сердце своем». Безумец, а не безумен. Цитируя Библию, следует быть точным, меньше доверять интернету (там, если погуглить 13-й псалом, — тут же вылезет «безумен»). И распятие не «на фоне лона», а прямо на нём — на вагине без всякого фона. Но главная, на мой взгляд, ошибка — в последней фразе: мол, беда в том, что «верующие не открывают Библию».
Это не беда, а большое счастье, что граждане (верующие и неверующие) не открывают Библию.
Книга эта недаром была столетиями запрещена в католической Испании и в других христианских странах Европы. Дикари извлекают из Св. Писания лишь ярость — огонь, серу и казни (не только египетские).
Министр культуры у нас ещё тот (потому и назначен), но и плакат в «Тангейзере» тоже дерьмо. Все, кто публично едят фекалии, прибивают мошонку к брусчатке, распахивают пальто, чтобы показать несчастный член (счастливые заняты другим способом), засовывают кур в вагину — все они не заслуживают защиты деятелей искусства. Ибо вся эта дрянь не искусство. Пусть их защищают жёны, мужья и врачи-психиатры.
Р. S. У Редьярда Киплинга есть стихотворение, удивительно полезное всем, кто верит не столько в Бога, сколько в свои фантазии.
ЕВАРРА И ЕГО БОГИ
Читай:
Вот повесть о Еварре-человеке,
Творце богов в стране за океаном.
Затем, что город нес ему металл
И бирюзу возили караваны,
Затем, что жизнь его лелеял Царь,
Так что никто не смел его обидеть
И болтовнёй на улице нарушить
Его покой в час отдыха, он сделал
Из жемчуга и злата образ Бога
С глазами человека и в венце,
Чудесный в свете дня, повсюду славный,
Царем боготворимый; но, гордясь,
Затем, что кланялись ему, как Богу,
Он написал: «Так делают богов,
Кто сделает иначе, тот умрет».
И город чтил его... Потом он умер.
Читай повествованье о Еварре,
Творце богов в стране за океаном.
Затем, что город не имел богатств,
Затем, что расхищались караваны,
Затем, что смертью Царь ему грозил,
Так что на улице над ним глумились,
Он из живой скалы в слезах и в поте
Лицом к восходу высек образ Бога.
Ужасный в свете дня, повсюду видный,
Царем боготворимый; но, гордясь,
Затем, что город звал его назад,
Он вырезал: «Так делают богов,
Кто сделает иначе, тот умрет».
И чтил его народ... Потом он умер.
Читай повествованье о Еварре,
Творце богов в стране за океаном.
Затем, что был простым его народ,
И что село лежало между гор,
И мазал он овечьей кровью щеки,
Он вырезал кумира из сосны,
Намазал кровью щеки, вместо глаз
Вбил раковину в лоб, свил волоса
Из мха и сплел корону из соломы.
Его село хвалило за искусство,
Ему несли мед, молоко и масло,
И он, от криков пьяный, нацарапал
На том бревне: «Так делают богов,
Кто сделает иначе, тот умрет».
И чтил его народ... Потом он умер.
Читай повествованье о Еварре,
Творце богов в стране за океаном.
Затем, что волей Бога капля крови
На волос уклонилась от пути
И горячила мозг его, Еварра,
Изодранный, бродил среди скота,
Шутя с деревьями, считая пальцы,
Дразня туман, пока не вызвал Бог
Его на труд. Из грязи и рогов
Он вылепил чудовищного Бога,
Комок нечистый в паклевой короне,
И, слушая мычание скота,
Он бредил кликами больших народов
И сам рычал: «Так делают богов,
Кто сделает иначе, тот умрет».
И скот кругом мычал... Потом он умер.
И вот попал он в Рай и там нашел
Своих богов и то, что написал,
И, стоя близко к Богу, он дивился,
Кто смел назвать свой труд законом Бога,
Но Бог сказал, смеясь: «Они — твои».
Еварра крикнул: «Согрешил я!» — «Нет!
Когда б ты написал иначе, боги
Покоились бы в камне и руде,
И я не знал бы четырех богов
И твоего чудесного закона,
Раб шумных сборищ и мычащих стад».
Тогда, смеясь и слезы отирая,
Еварра выбросил богов из Рая.
Вот повесть о Еварре-человеке,
Творце богов в стране за океаном.