Если вы, приехав в Штаты, соскучитесь по информации о родной стране, вы ее найдете на раз-два.
Программная линейка практически любого телевизионного провайдера — кабельных компаний Time Warner Cable, Comcast, Cablevision и пр., компаний спутникового телевидения Dish Network и DirecTV — включают в себя от трех до двенадцати и более российских телеканалов. В отеле чаще всего будет как минимум Первый канал, на квартире у друзей — целая охапка (Первый, «Россия», НТВ, «Время», СТС, «Дом кино» и т.д.).
И везде в США, где бы вы ни врубили «ящик», обязательно будет присутствовать Russia Today, которая теперь именует себя аббревиатурой RT без расшифровки — видимо, чтобы тугодумы-«пиндосы» не сразу сообразили, «откуда ноги растут». По форме RT — вполне западный новостной канал, по содержанию — антизападная пропаганда. Канал вещает на аутентичном английском языке — устами работающих на RT американцев и англичан, которые «долбают» свою американскую или британскую родину в соответствии с редакционной линией RT. Платят им за это хорошо — RT даже удалось прикормить хоть и списанную, но все же звезду ток-шоу Ларри Кинга.
Но какие бы звезды ни помогали России продвигать ее имидж в Америке, они не могут сделать ее звездой американского телеэкрана — уже хотя бы в силу того, что американцы традиционно проявляют слабый интерес к окружающему миру. RT — это маргинальный телеканал, который смотрят лишь немногие любопытные (эти люди заодно смотрят и арабскую «Аль-Джазиру» на английском языке). Аудитория же русскоязычных каналов — это лишь наши русскоязычные соотечественники, живущие в Штатах, да и то не все: хорошо адаптированная к жизни на чужбине молодежь телевизор не смотрит вообще, а уж если когда и смотрит — то точно не русские каналы.
Интерес к Первому, НТВ и прочим московским телепродуктам проявляют специалисты по России (в прошлом — «советологи»). Они смотрят российские каналы, чтобы потом появляться на американских — CNN, Fox News, NBC, CBS и других — и делиться со зрителями телевизионного мейнстрима экспертными знаниями. Они, естественно, черпают их не только из «Воскресного времени» и «Сегодня», но московское ТВ помогает им быть в курсе кремлевских тезисов.
С началом новой «холодной войны» между Россией и Западом (которую официальный Вашингтон отрицает) на американском телевидении значительно чаще стали появляться как новостные сюжеты, посвященные Крыму, Донбассу, санкциям и т.п., так и комментарии к связанным с Россией событиям. При этом не надо думать, что все комментаторы озвучивают антикремлевскую точку зрения: у Путина на Западе, в том числе в Америке, есть сторонники. Как писала влиятельная австралийская газета The Age, этот «маленький легион апологетов» российского лидера «в основном представляет крайне правых и крайне левых: они разделяют антиамериканизм Путина, его приверженность экзотическим теориям заговора и его неприятие либеральной демократии».
Пожалуй, самым видным «пропутинистом» на правом фланге американской политики является Пэт Бьюкенен — консервативный обозреватель, в прошлом советник нескольких президентов-республиканцев, трижды безуспешно пытавшийся баллотироваться на пост президента США. Его иногда приглашает в свой эфир правореспубликанский новостной телеканал Fox News, и тогда он задает перцу «бесхребетному», с его точки зрения, и «дезориентированному» Обаме — и ставит в пример Путина, жестко отстаивающего интересы своей страны.
На левом фланге есть не менее энергичный «апологет» — профессор Нью-Йоркского университета, автор многих книг о России Стивен Коэн. Он — частый гость в радио- и телеэфире компании ABC, а также на страницах многих печатных изданий, в том числе леволиберального журнала The Nation, во главе которого стоит его жена, тоже специалист по России. В феврале 2014 года Коэн опубликовал в этом журнале аналитическое эссе под заголовком «Извращение России». В нем можно найти оправдания всем действиям, которые совершил Путин (Украина? — «Не Путин это развязал»), и тем, которых Путин, как подчеркивает Коэн, не совершал (убийства Политковской, Литвиненко? — «Нет ни малейших доказательств»).
Коэн обвиняет Америку в том, что она загоняет Россию в угол, и предупреждает, что США «рискуют потерять важного партнера в делах, касающихся их собственной безопасности, — от Ирана, Сирии и Афганистана до угрозы новой гонки вооружений, распространения ядерного оружия и роста терроризма». Вдобавок он заявляет, что давление на Россию перечеркнет перспективы ее демократизации «как минимум на поколение вперед».
Коэна критикуют и справа, и слева: его бичуют и консервативная The Wall Street Journal, и либеральная The New York Times. Не связанные профессиональной журналистской этикой блогеры и прочие «гуляющие по Интернету» именуют его в лучшем случае «наивным глупцом», а в худшем — «подсадной уткой Кремля». Одной из тех, которые прилетают каждый год на Всемирный российский форум в Вашингтоне и которых приглашают в свой эфир RT и радио «Голос России».
Не всякий Коэн — «друг Путина». Политолог Ариэль Коэн из консервативного «мозгового центра» The Heritage Foundation часто появляется в эфире телеканалов CNN, NBC, CBS, FOX News, C-SPAN, BBC и других; на страницах The Washington Times он жестко критикует внутреннюю и внешнюю политику Кремля и пишет, что «Россия еще не скоро увидит зарю демократии».
Нередко можно видеть на телеэкране (чаще всего — на новостном телеканале MSNBC) неувядающего эксперта — в том числе по России — Збигнева Бжезинского, который был в 70-е годы помощником президента США по национальной безопасности. Бжезинский призывает НАТО воспрепятствовать «восстановлению империи», к которому, по его убеждению, стремится путинское руководство.
...Это он, Бжезинский, после распада СССР говорил: «Россия больше не имеет значения». Сейчас он говорит противоположное.