Появятся ли в России «дизайнерские детки»

Готовьтесь, Туманный Альбион скоро начнет поставлять в мир детей «с заданными свойствами» - «дизайнерских деток», как их еще называют некоторые специалисты.

Боитесь, что родится болезненный, слабый малыш - там найдут здоровый генетический материал, соединят его с родительским и «слепят» то, что надо. Идею рождения ребенка от трех родителей, поддержали и в Палате общин, и в Палате лордов Великобритании. Чем все это может закончится? Как отреагировали на принятие нового закона британцев наши ученые и клирики? Есть ли в России возможность появления детей с двумя генетическими мамами? Проблему изучала корреспондент «МК».

Для тех, кто не в курсе дела, для начала поясним, что предложенная технология — никакая не блажь безумных ученых, а единственный на сегодняшний день способ профилактики так называемых митохондриальных заболеваний — от хронической усталости до слабоумия.

Откуда приходит патология?

При классическом «производстве» потомства сперматозоид проникает в ядро яйцеклетки, и начинается развитие плода. Но бывает так, что условия вокруг этого оплодотворенного ядра для дальнейшего развития будущего плода складываются не очень благоприятные. Оказывается, на него могут влиять фабрики энергии под названием митохондрии, которые обволакивают то самое оплодотворенное ядро и наследуются вместе с яйцеклеткой. Когда у женщины нет генетической патологии, то врачам не смысла вмешиваться в процесс. В случае же, если в митохондриях есть поломка (она может составлять 0,1% от всего генетического набора клетки), это может повлиять на здоровье будущего ребенка. Генетических болезней, передающихся с генами больных митохондрий («энергетическими станциями» клетки) мамы может быть до сотни. К примеру, диабет, митохондриальная энцефаломиопатия, сопровождающаяся непереносимостью физических нагрузок, эпилептическими приступами, нейропатия Лебера, выражающаяся в потере зрения, синдром MELAS - прогрессирующее нейродегенеративное заболевание.

Кто придумал способ рождения от двух мам?

Метода лечения этих болезней не существует. Но недавно появился способ их обмануть, используя во время зачатия ребенка путем ЭКО (экстракарпорального оплодотворения) митохондрии другой здоровой женщины. Автором методики рождения детей от трех родителей является выходец из СССР, защитивший кандидатскую диссертацию в Медико-генетическом научном центре Академии медицинских наук РФ, а с 1995 года работающий в США Шухрат Миталипов. Говорят, он уехал из России не от хорошей жизни: у талантливого ученого не было средств основаться в Москве, он жил в общежитии, из которого после окончания аспирантуры его попросили.

Спустя 14 лет после переезда Миталипов, ставший в США профессором сразу нескольких научных центров, включая Центр стволовых клеток, кафедры гинекологии и акушерства, кафедры молекулярной и медицинской генетики и кафедры педиатрии в Орегонском университете науки и здоровья, предложил методику лечения наследственных заболеваний. Она заключалась в следующем: яйцеклетку женщины, которая хочет стать матерью, но имеет наследственное заболевание, сначала оплодотворяют в пробирке, а затем переносят оплодотворенное ядро из родной материнской яйцеклетки в яйцеклетку другой женщины, не имеющей митохондриальных нарушений (ядро донорской яйцеклетки, разумеется, предварительно удаляют). Получается, что плод начинает развиваться при поддержании «энергетической станции» «чужой тети», ее митохондриальных здоровых генов.

Согласилась бы королева Виктория на зачатие втроем?

Новая методика, конечно, вызвала массу споров: у нее есть защитники и противники. Готовы ли люди перешагнуть вековые традиции, довериться ученым? Каков вообще процент выявленной патологии?

Оказывается, по статистике, каждый 7000-й новорожденный, мальчик или девочка, независимо от того, в какой стране он родился, имеют мутацию по материнской линии. Она не щадит даже представителей царских династий. Всем известно, что цесаревич Алексей Романов, сын Николая II унаследовал гемофилию (несвертываемость крови) по материнской линии аж от своей прабабушки английской королевы Виктории. «Спасибо» за этот подарок судьбы (при гемофилии человек может умереть даже от банального кровотечения из носа) ей могли бы сказать десятки потомков.

А все потому, что еще в эмбриональном состоянии все эти девочки и мальчики оказались в «неправильном» окружении больных митохондриальных генов и унаследовали от них нарушения энергетического процесса. Ученые-медики нашли даже «горячую точку» в митохондриальной ДНК, ген MT-TL1, в котором и происходит патологическое превращение, мутация. Интересно, что сказала бы на это королева Виктория? Допустила бы возможность ради здоровья будущих поколений скрестить свои гены с генами другой женщины?

Этого, конечно, мы уже не узнаем. Зато 2500 соотечественниц монаршей особы из века XXI, судя по результатам изучения общественного мнения, высказались «за» то, чтобы «сообразить ребенка на троих».

  • А согласились бы на зачатие втроем наши женщины?

  • Все зависит от технологии, - сказала мне знакомая, ожидающая пополнение семейства. - Если бы мне гарантировали, что я сама выношу и рожу своего ребенка, что он будет похож либо на меня, либо на мужа, но ни в коем случае не на чужую тетю, то тогда, в случае реальной опасности наследования ребенком заболевания, чтобы избежать его, пожалуй, да, согласилась бы.

«Больные дети нужны нам больше, чем мы им»

«Стоп!» - предостерегают некоторые ученые — как бы за здоровое влияние генов «чужой тети» не пришлой заплатить!

Есть такая наука — эпигенетика, которая изучает влияние на основной геном человека так называемых побочных эффектов. Развитие эмбриона в присутствии чужих митохондрий — это один из таких факторов. И теоретически он может привести к самым непредсказуемым патологиям или нарушениям. Некоторые утверждают, что ребенок может вырасти непохожим ни на папу, ни на маму, унаследовав темперамент мамы №2. Как прокомментировали «МК» в Институте цитологии и генетики СО РАН, специалисты пока не могут дать стопроцентную гарантию в идеальном воспроизведении исключительно материнских и отцовских качеств у их наследника при зачатии «втроем».

Но, как выяснилось, это не единственная причина для отказа от новой технологии. На прошедшем не так давно в МГМУ (Московском государственном медицинском университете) им. И. М. Сеченова первом заседании интеллектуального клуба VERSUS, посвященном вопросам биоэтики, связанным с нововведением в Великобритании, уважаемые российские ученые сошлись на том, что обществу нельзя делать детей «на заказ». Здоровому обществу, если хотите, даже нужны... больные дети. Только так его члены будут по-прежнему оставаться людьми и не разучатся сострадать ближнему.

Первым о «Законе о трех родителях», принятом на территории Британии, высказался профессор Дмитрий Балалыкин, заведующий кафедрой истории медицины, истории отечества и культурологи МГМУ им. И. М. Сеченова. Причем, в своей речи он коснулся не только вышеуказанного закона, на фоне которого, по его мнению, может вновь возродиться запрещенная во всем мире евгеника - учение о селекции человека, так полюбившееся в свое время фашистами, но и в целом проблем экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), то есть рождения детей «из пробирок»:

  • Ученые часто и много обещают пациентам. Практически всегда их энтузиазм искренен, но опыт показывает, что, к сожалению, медицинская наука преподносит нам слишком много обманутых ожиданий. Что же касается ЭКО, в последнее время собрано огромное количество материалов, которые указывают на серьезные проблемы со здоровьем у детей, рожденных в результате экстракорпорального оплодотворения, – сообщил он.

По словам Балалыкина, у детей «из пробирки» нередко наблюдается слабый иммунитет, склонности к системным заболеваниям. Историка медицины поддержала психолог, доцент кафедры «Психология образования» Московского психолого-педагогического университета Марина Ланцбург, а также член комитета Госдумы по делам семьи, женщин и детей иеромонах Дмитрий (Першин). Он привел подробную статистику и факты, подтверждающие опасность ЭКО как для матерей, так и для детей:

  • Дети, зачатые «в пробирке», в 2,4 раза чаще рождались с заячьей губой. Дефекты межпредсердной или межжелудочковой перегородки сердца отмечались у них в 2,1 раза чаще, чем у детей, зачатых естественным путем. Кроме того, у таких детей чаще возникали пороки развития желудочно-кишечного тракта: атрезия пищевода – в 4,5 раза чаще, а атрезия прямой кишки – в 3,7 раза чаще.

Не мог представитель духовенства обойти и темы морали. «Когда мы относимся к человеку как к средству для решения проблем – это суицидальный путь для общества, пример - фашистская Германии. Когда мы оказываем человеку помощь в сложной ситуации, заботимся о больных и инвалидах, гражданское общество берет на себя бремя, но именно благодаря этим людям мы становимся людьми. Они приносят нам больше пользы, чем мы им. В этом случае это то, что очеловечивает всех нас», – поделился своим мнением отец Дмитрий.

«Гены от второй «мамы» - это ценно, как донорская кровь»

С тем, что метод рождения детей от папы и двух мам опасен, не согласен главный научный сотрудник Института общей генетики имени Вавилова РАН Сергей Киселев.

В свое время японский ученый Тэрухико Вакаяма из Института физических и химических исследований Рикэн смог от одной мыши произвести 26 поколений клонов, — говорит Киселев. - За 8 лет на свет появилась 581 особь. Причем в самом начале в следствие пересадки ядер соматических клеток, выживали не все подопытные, но потом Вакаяма научился производить операцию по пересадке более чисто и профессионально, и выживать стало больше клонов. Этот ученый уже доказал нам, что эпигенетический вклад при пересадке ядер практически равен нулю, если мы научились все делать хорошо. Нет, в теории, конечно, все возможно, но это равносильно тому, что все молекулы, вращающиеся внутри нас хаотично, подчиняясь броуновскому движению, вдруг стали бы все вращаться в одну сторону и мы все взлетели. Это в теории возможно, но ведь никто еще не взлетал.

  • О чем тут вообще можно спорить? - вступает в диалог вице-президент Российской ассоциации репродукции человека, гендиректор Центра репродукции и генетики «ФертиМед», Маргарита Аншина. - Даже если частота митохондриальной патологии исчисляется процентами, то надо представлять, что за каждым процентом стоят тысячи людей. Как мы можем отказывать людям в возможности родить здоровых детей? Конечно, нам тоже вслед за британцами надо разрешить профилактику митохондриальных заболеваний при помощи рождения ребенка от трех родителей.

  • Скажите, а где чаще встречаются митохондриальная патология — у нас или за рубежом? - спрашиваю я Аншину.

  • Частота их совершенно одинакова, что в Великобритании, что у нас. И если раньше дети либо умирали, либо становились инвалидами, теперь у них появился шанс вырасти здоровыми.

  • Если мы закрепим эти операции законодательно, как англичане...

  • Я не думаю, что это требует закрепления. Это как донорство крови - кто- нибудь будет спорить, нужно оно или нет?

  • В Британии потребовалось...

  • Думаю, это произошло в силу новизны подхода – использование материала от трех родителей.

  • В России есть группы ученых, ратующих за внедрение такого метода рождения детей?

  • Вопрос так не стоит. Ратовать можно за легко доступные вещи, когда все зависит только от желания их внедрить. Обсуждаемый метод относится к генной хирургии или инженерии, он необычайно сложный, тонкий, чувствительный, требующий филигранной микроскопической техники. У нас лабораторий таких пока нет, да и в Великобритании может - одна-две, все остальные могут только об этом мечтать.

Обидно, конечно, что британские ученые, над которыми мы привыкли подшучивать, оказались впереди нас в области медицины, основателем которой является наш бывший соотечественник. Но, нет худа без добра, - зато у России есть время подумать, поучиться на чужих ошибках. Главное, чтобы потом, когда мы решим, что в зачатии от трех родителей нет ничего страшного, у нас еще остались бы умы, способные реализовать это на практике.

Наталья Веденеева, Московский Комсомолец