После десяти лет ожидания в центре столицы 23 сентября наконец открывается Соборная мечеть.
Событие это вряд ли пройдет незамеченным: свое присутствие на открытии уже подтвердил президент Турции Эрдоган, в списке приглашенных лидеры Саудовской Аравии, Палестины, Иордании, Катара и других восточных стран. Заглянет ли на открытие Владимир Путин, пока точно не известно, но в любом случае значимость новой мечети для Москвы переоценить трудно. Достаточно сказать, что район вокруг нее уже давно приобрел исламский колорит — в бытовом смысле. Здесь появились халяльные кафе, магазины хиджабов, медресе. «МК» попытался разобраться, насколько мусульманизированными стали улочки вокруг проспекта Мира.
Все смешалось в доме Облонских» — район у станции метро «Проспект Мира» можно назвать своего рода религиозной моделью планеты. Рядом с СК «Олимпийский» приютился храм Святителя Филиппа, митрополита Московского. У входа на территорию храма висит большая икона, а рядом около палатки с пирожками толкутся гости с южных земель. Кстати, если прогуляться чуть дальше, то можно наткнуться на статую Будды возле посольства Шри-Ланки. Ее открыл в 2011 году посол этой страны. Судя по двум погасшим лампадкам в ногах, поклонится Просветленному приходят не часто. Самой заметной из трех конфессий является мусульманская.
Халяльными кафе на пересечении улиц Дурова и Щепкина никого не удивишь. Концентрация таких заведений на одну улицу в Москве выше, пожалуй, только у исторической мечети на Большой Татарской улице.
Рядом с соборной мечетью находятся сразу две чайханы и лавка с татарскими пирогами, аромат которых чувствуется еще на улице.
— К нам часто заходят покупатели, в основном мусульмане. В этом районе лавки с такими пирогами больше нет, — говорит продавщица лавки.
Действительно, на прилавке лежали традиционный татарский пирог зур-белиш с разными начинками: от мясной до фруктовой. Выглядело все очень аппетитно. Однако клиентов в магазине не было.
В то время как в чайхане по соседству, в которую мы заглянули в три часа буднего дня, гости чуть ли не свисали с люстры и ждали в очереди свободный столик.
— У нас столько народу каждый день, в выходные приходят еще больше, — рассказал, бегая между столиками, официант. — Русские тоже приходят
Причина такой переполненности ясна из меню. Гостей угощают соютмой, люля из баранины, шашлыком, пловом и другими блюдами восточной кухни. Заведение считается бюджетным: за 250 граммов шашлыка из курицы придется заплатить 200 рублей, шашлык из телятины обойдется на сто рублей дороже.
Что примечательно, ни в одном из халяльных кафе не продают алкоголь. Для любителей пригубить есть ресторан прямо у выхода из метро, оформленный в узбекском стиле. Там посетителям предложат и винную карту, и кальян, и даже станцуют танец живота.
Однако далеко не все мусульмане заглянут в такой ресторан «а-ля Восток». Они скорее пойдут в изначально не халяльный ресторан быстрого питания, базирующийся тут же. Но нужен он им вовсе не для еды, а по вполне специфической причине. По традиции перед совершением намаза каждый мусульманин должен совершить малое омовение: вымыть руки до запястья, лицо и рот, уши и даже щиколотки. Считается, что молитву нужно совершать в чистоте. Но московским мусульманам не всегда удается доехать до места намаза чистыми. Чистота нарушается, если умывшийся потерял сознание, внезапно заснул или коснулся человека противоположного пола.
— Проблема с процессом омовения очень волнует меня и многих других, — рассказал мусульманин Доксар. — Сейчас в мечети нет омывальни, я еду из дома, в метро, там много женщин, если я к ним прикоснусь, то произойдет размовение.
Собеседник прижал к груди руки, показав, как приходится защищать их от женщин.
— Поэтому просишься в ближайшие кафе, чтобы помыть руки и все остальное.
Впрочем, по словам первого заместителя председателя Совета муфтиев России Рушана Аббясова, такие неудобства скоро закончатся: на территории мечети, конечно, будет комната для омовения.
Мечеть сама по себе является мини-городом. На ее территории расположены медресе, московский исламский колледж, магазин исламской книги и многое другое.
Правда, не каждое из этих учреждений можно там реально найти. Московский исламский колледж, например, как рассказала его студентка Диляра, находится в мечети только юридически. Сами занятия проходят в здании на Волгоградском проспекте.
Несмотря на долгую реконструкцию, у мечети практически каждый день все эти годы можно увидеть множество мужчин в тюбетейках и женщин в хиджабах.
— Я стараюсь приезжать сюда пять раз в день на намаз, — говорит Доксар. — На вечерний намаз каждый день приезжают около трех тысяч человек. Пока мечеть зарыта, мы молимся во временной мечети — большом зеленом шатре, установленном рядом с основным зданием. В соборную мечеть молиться приходят в основном татары. Есть и азербайджанцы, и чеченцы, но мы не особо общаемся — языковой барьер.
Конечно, чаще всего в этом районе звучит русская речь. Да и «светских заведений» — магазинов, ресторанов намного больше, чем мусульманских. Так что эксперты утверждают, что говорить о специализированных исламских кварталах в столице пока преждевременно.
— В Москве нет как таковых анклавов, есть просто места с большим скоплением жителей с востока, — рассказал исламовед Роман Силантьев. — Но это еще не критическое число, чтобы говорить о замкнутых районах. То, что внутри группы проживающих в Москве мусульман есть люди разных национальностей — это тоже не проблема. Несмотря на зачастую горячий характер, они могут спокойно жить рядом. Впрочем, сложно спрогнозировать, что будет происходить в Москве в этом смысле в дальнейшем.