Почему москвичи выставляют на продажу подарки от Путина

На социальную защиту населения выделяется в нашем государстве не так много денег. Гораздо меньше, чем на оборону, например. Но даже эти сравнительно небольшие деньги порой расходуются совершенно бездарно.

Что стоит за абсурдными тратами — чья-то личная выгода или чиновничий пофигизм? «МК» исследовал этот вопрос.

Чаепитие под гимн

«Моей маме исполнилось 90 лет, и у нее отняли бесплатные памперсы. Давали три штуки на день, всего девяносто штук в месяц. Не хватало, но все равно это было важно. Я заплакала. Стало страшно обидно. Последнее дело — отнимать у беспомощных людей. И написала письмо Собянину. Заказное с уведомлением.

Прямо в день рождения мамы, когда ей исполнилось 90, мне позвонили из Центра социального обслуживания населения, где нам выдавали памперсы, и женщина сказала, что памперсы мне не даст, но она не виновата, так в Департаменте соцзащиты решили.

Только я положила трубку, новый звонок. Из собеса. Я обрадовалась. Подумала, что памперсы нам дадут все-таки. А вместо памперсов — письмо от Путина и подарок от него. Принесли письмо, написано «Москва. Кремль». Раскрываю — и там прямо как в душу: «Уважаемая Татьяна Прокофьевна» (это моя мама). Ну, и дальше — помним ваш подвиг во время войны и так далее. В общем, приятно.

А подарок — чайный сервиз. Мы его до сих пор рассматриваем. Коробка в виде Кремлевской стены, а на всех чашечках и блюдечках — герб и флаг России. Как из такого пить? Только стоя, исполняя гимн. Маме сервиз очень нравится, мы его в уголок поставили. Наш соцработник сказала, что нам повезло. Другому ее подопечному на 90-летие подарили сковородку».

Меняю царский дар на продукты

Эту историю вывесила в соцсетях на своей страничке Наталья Р., жительница Ховрина.

С 2012 года в соответствии с указанием Президента РФ органы соцзащиты вручают от его имени подарки ветеранам Великой Отечественной войны на юбилейные дни рождения начиная с 90 лет, и мама Натальи как раз оказалась одним из таких юбиляров.

Чтоб понять, насколько сервиз с гербом полезен и ценен для ветеранов, журналист «МК» зашел на Авито — самый популярный сайт бесплатных объявлений в Интернете.

На запрос «чайный сервиз с гербом» только за последний месяц по региону Москва — семь предложений. С фотографиями сервиза, разумеется. Такими же точно, как у мамы Натальи Р.

Кто-то пишет, что готов поменять свой сервиз на «что-то полезное для кухни или на продукты». Кто-то рекламирует его как «отличный подарок чиновнику, депутату, патриоту». Кто-то по-честному предупреждает, что на коробке написано «С юбилеем», то есть дарить надо на круглую дату, захотите покупать — не промахнитесь.

Дареными сервизами никто не пользовался. Даже не вынимали из коробок. «Новый, без сколов». Про то, что подарок от Президента РФ, не пишут. Просто «уникальная вещь, дулевский фарфор».

Представитель Дулева подтвердил «МК», что в свободную продажу они не поступали, «это был какой-то госзаказ».

Цена, по которой сервиз от президента предлагают в бесплатных объявлениях, колеблется от 900 рублей до 28 тысяч.

На самом же деле Департамент соцзащиты населения Москвы покупал их по 2750 рублей за штуку. Во всяком случае, такая цифра указана в контрактах, которые нам удалось найти на сайте госзакупок.

Называются они так: «Государственный контракт на поставку праздничных подарочных наборов (чайных сервизов) для вручения ветеранам Великой Отечественной войны — юбилярам в связи с юбилейными днями рождения, начиная с 90-летия (в целях социального обеспечения граждан)».

Для Зеленоградского, Северного, Северо-Восточного и Центрального округов куплено 6200 сервизов на 17 050 000 рублей. Для Южного, Юго-Восточного и Восточного — 6600 на 18 150 000 рублей. Для Западного, Северо-Западного, Юго-Западного, Троицкого и Новомосковского округов — 6500 на 17 875 000 рублей.

Всего 53 миллиона 75 тысяч рублей — столько ушло бюджетных денег на «патриотические» сервизы.

Контракты на их поставку подписывались в декабре прошлого года. Дарить сервизы московским юбилярам-ветеранам собесы стали, видимо, зимой, а памперсы, по данным «МК», перестали давать в августе.

Конечно, не всем ветеранам нужны памперсы. И не все, кому нужны памперсы, — ветераны. Две эти социальные группы пересекаются в базах данных соцзащиты лишь частично. Но у тех, кто попал в пересечение, как мама Натальи Р., подаренные сервизы оказались в жестком диссонансе с отнятыми памперсами.

Дарят ненужное, а нужное забирают. Почему? Зачем?

Пописать разрешается полтора раза в день

В 2008 году Постановлением Правительства утверждены «Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации» и принят Федеральный перечень таких средств.

Памперсы туда входят в количестве 3 штук на сутки. Региональные органы социального обслуживания населения обязаны обеспечивать ими своих инвалидов или компенсировать их стоимость.

Однако компенсируют ее не по той цене, за которую их купят сами инвалиды или их родственники, а по той, что заложена в контрактах региональных органов соцобеспечения. И разница получается очень существенная.

«Памперсы выдают обычно 20-го числа каждого месяца — 90 штук на месяц. В августе не выдали, сказали покупать самим 90 штук и сдать товарный и кассовый чеки в Центр социальной защиты. Будут давать компенсацию 17 рублей 74 копейки за один памперс», — рассказала Наталья Ртищева.

17 руб. 74 копейки. Хотя один самый дешевый памперс в московских магазинах стоит сейчас 34 руб. 43 копейки («МК» навел справки).

Если за него возвращается половина, то получается, что система соцобеспечения оплачивает инвалиду даже не три памперса на сутки, как положено по нашему аскетичному закону, а всего полтора.

Никогда у нас не было так плохо с памперсами, как при Обаме

За комментариями по поводу сложившейся ситуации «МК» обратился в Департамент социальной защиты населения города Москвы.

«Мы не перестали выдавать памперсы, — разъяснил Евгений Сергеевич Коротков, заместитель начальника Отдела организации деятельности по реабилитации инвалидов. — Мы обязаны это делать по закону и перестать это делать не можем. Проблема возникла не из-за нас — не из-за департамента, — а из-за недобросовестного поставщика.

Абсорбирующее белье закупается на аукционах. Цена — главный критерий, по которому выбирается поставщик. В этом году по всей Москве аукционы выиграла одна компания — «РБК-профит», она предложила самую низкую цену. А с поставками у нее начались задержки. Сейчас с компанией ведется претензионная работа, в ближайшее время поставки возобновятся».

Почему возникли задержки с поставками?

У Департамента соцзащиты нет ответа на этот вопрос.

Но можно предположить, что задержки из-за того, что памперсы в основном импортные.

В России, правда, тоже есть предприятия по их производству, но, во-первых, их мало (всего семь на всю страну), а во-вторых, они работают на импортном сырье. Абсорбирующий материал у нас не производится, его закупают за рубежом. Так же, как ткань, которая пропускает жидкость внутрь, но сама при этом остается сухой.

Российские производители покупают эти материалы на валюту, потом кроят, сшивают и упаковывают. Поэтому стоимость памперсов — и российских, и импортных — зависит от курса рубля.

Из-за того что рубль упал, цены на сырье подскочили, и памперсы подорожали. Какое-то время предприятия работали на старых запасах, но купить импортное сырье за те деньги, что оговорены в контрактах, сейчас уже нереально, поэтому с поставками «социальных» памперсов возникают проблемы. И не только в Москве. В других регионах — та же беда.

Не бывает недобросовестных поставщиков, бывают недобросовестные заказчики

«На самом деле такие ситуации типичны для госконтрактов, — объяснил «МК» сотрудник правоохранительных органов, расследующий разнообразные экономические преступления. — Не бывает недобросовестных поставщиков, бывают недобросовестные заказчики. Все ведь прекрасно знают, что сколько стоит. Но цена товара сознательно занижается, чтоб на аукционе победил предлагающий ее поставщик, тем или иным образом связанный с кем-то из руководства ведомства. Потом, когда становится очевидно, что за эти деньги выполнить контракт не удастся, принимается дополнительное соглашение, или же недопоставленный товар просто фиксируется в документах ведомства как поставленный, или же людей вынуждают самих доплачивать разницу между реальной стоимостью и контрактной, как в случае с памперсами».

И еще интересный момент, на который указал наш эксперт: госструктуры не заключают договора напрямую с производителем товара, который они закупают. Промежуточная компания-посредник нужна, чтоб через нее обналичивать бюджетные деньги, которыми оплачивается контракт. Ведь наличные деньги — в отличие от безнала — можно «пилить». Все дело в этом.

Возможно, именно поэтому и памперсы соцзащите поставляют не фабрики, которые их производят, а ООО «РБК-профит», тормозящее с поставками. А «патриотические» сервизы — не фарфоровый завод в Дулеве, а некое ООО «Большая Медведица».

Хотя, казалось бы, почему соцзащите не заключить контракт напрямую без посредников? Вон оно, Дулево, под боком. Дешевле бы было. На сколько-то миллионов.

Где все-таки деньги?

Если вам стало скучно от административно-коррупционных схем, не горюйте. Больше здесь про это не будет.

Мы не пытаемся никого разоблачать в этой статье. Мы просто ищем корни той ситуации, в которой оказались сейчас инвалиды, которым по закону государство обязано оказывать помощь в виде трех памперсов в сутки.

К огромной радости этих людей и их родственников, центры соцзащиты буквально на днях снова начали памперсы выдавать.

«Сейчас выдают за октябрь и ноябрь, — рассказала Наталья Р. — Сначала выдавали второй номер (он нам мал), потом четвертый (он очень большой), сейчас, говорят, третий будут выдавать (то, что надо). Но пока не получили, не поверю».

По словам Натальи, чтобы получить 90 памперсов за октябрь, надо обязательно написать заявление-просьбу, чтоб выдали в полном объеме. За сентябрь и август не выдадут — соцработник сказала, что по этим месяцам не было «распоряжения». «Но в таком случае мне должны были за эти месяцы перевести на счет денежную компенсацию, 17 руб. 74 копейки за памперс, — говорит Наталья. — Однако ее не перевели до сих пор».

Выбор есть

Разобравшись с памперсами, вернемся обратно к сервизам.

Один «патриотический» сервиз от президента страны стоит столько же, сколько 80 памперсов из ближайшего супермаркета.

Что нужнее ветерану Великой Отечественной войны?

Ну да, по-хорошему и то нужно, и это.

Но если надо выбирать, что бы вы выбрали?

У нас ответа нет.

У нас только вопрос.

Потому что мы не выбираем на самом деле. Да и вы тоже не выбираете.

Выбор здесь делают чиновники, которые распоряжаются бюджетными деньгами, то есть деньгами налогоплательщиков, то есть — нашими.

Все ветераны равны, но одни ветераны равнее других

Мы обзвонили москвичей, которые дали объявления в Интернете о продаже чайного сервиза «Патриотический», чтоб узнать, почему они его продают.

Там, где его предлагали обменять на продукты, разговаривать отказались наотрез: «Хотите покупать — покупайте, никаких объяснений давать не буду».

Молодой человек с Электрозаводской сказал, что сервиз достался в наследство, ему он совершенно не нужен.

На Рязанском проспекте та же история: «Сервизом не пользуемся, его подарили на 90 лет бабушке, блокаднице Ленинграда, она уже умерла».

На Октябрьском поле объяснили, что у них два ветерана — бабушка и дедушка. Деду 90 лет исполнилось в прошлом году, ему подарили вот этот сервиз, а на днях исполнилось 90 лет бабушке, и ей подарили точно такой же — «один в один, нам не нужен, и решили продать».

На ВДНХ рассказали, что сервиз подарили бабушке, ее уже нет, умерла в феврале. Ей было 96 лет, застала обе войны, в Великую Отечественную воевала на санитарном поезде, воспитала дочь, двух внуков. Елизавета Романовна Гуркова. «Сервиз никто не использует, стоит в шкафу в упаковке, решили продать. Бабушке тоже не нужно было, у нее была своя любимая чашка, блюдце, она ими пользовалась».

Ветеранов-москвичей, которым подарили на юбилей сковородки, нам найти не удалось. Вполне возможно, это слухи, никому их и не дарили, потому что оно уж как-то совсем чересчур — сковорода от президента, — даже для наших органов соцзащиты.

Впрочем, в других регионах, не таких богатых, как Москва, на юбилейные даты ветеранам войны дарят и не такие подарки. Причем по очень разным ценам. У президента вроде как все ветераны равны, но одни ветераны равнее других.

В Бурятии, например, в подарок от Президента РФ 90-летний ветеран получает полотенце махровое 70 на 130 см, за 530 руб. Без герба, правда. Но зато высота ворса — не менее 4 мм.

В городе Большой Камень дарится плед из полиэстера за 2166 руб. В Амурской области тоже плед, но подешевле, за 1755 руб. В Вологодской области, город Шексна, — одеяло двуспальное за 525 руб.

Если пересчитать одеяло на памперсы, их совсем получится мало, штук 15 всего. Так что москвичам-ветеранам грех все-таки жаловаться. Они в выигрыше. По крайней мере с сервизом им точно повезло.

Юлия Калинина, Московский Комсомолец