Вслед за Египтом, Турцией etc мы умудрились поругаться еще и с Камеруном. И из-за чего, точнее из-за кого, как вы думаете? Из-за птички!
В далекой Африке фермеры пленили нашу скопу, окольцованную в 2013 году в Дарвиновском государственном биосферном заповеднике, который находится на границе Вологодской и Ярославской областей. И мало того, что не хотят возвращать, но и угрожают съесть ее всей деревней, как... божество, по местному обряду, а перья оставить на память. Эта скандальная история, прилетевшая к нам с центральной части Африки, уже вышла на международный уровень. Каковы шансы у нее стать рождественской, то есть со счастливым концом, выяснил корреспондент «МК».
Скопа — крупный хищник представитель ястребообразных, ее длина - больше полуметра, размах крыльев 145—170 см. Представители, обитающие на нашем континенте, гораздо крупнее и темнее своих южноамерикаснких и североафриканских сородичей и занесены у нас, в России в Красную книгу, как редкий вид. Как сообщается на сайте Минприроды РФ и Ассоциации директоров заповедников и национальных парков России «Заповедная Россия», с 2012 года таких пернатых взял под контроль Центр кольцевания хищных птиц.
Откуда только не возвращали кольца с ярким адресом сайта организации! Российские степные орлы долетали даже до Саудовской Аравии, где один из них был специально отстрелян, как сообщают СМИ, по разрешению госоргана в Эр-Рияде, в связи с приступом шпиономании, — на птице искали израильский передатчик... В Кении такой же степной красавец был травмирован в результате битвы с пегим вороном, пытавшимся оторвать с него крылометку. Но во всех, даже таких драматических случаях люди лечили (если требовалось), и отпускали птиц на свободу, предварительно оповещая российских орнитологов о странствиях их подопечных. Тем ужаснее то, что случилось 13 декабря в Камеруне. Это сравнимо разве что с действиями боевиков, берущих в заложники свободных туристов.
В роли заложника оказался наш самец скопы, которого нашли обессиленным на берегу местной реки Мбам. Информация о находке поступила на форум Центра кольцевания в конце прошлой недели. О птице сообщили два человека. Некий Одилон Джим Хан пишет о том, что птаху подобрали охотники вблизи реки в воскресенье 13 декабря 2015 года, во второй половине дня. По традиции, птица должна быть представлена всей деревне, убита и съедена. Перья будут оставлены на память — для украшения головного убора короля местного племени.
Тут же под сообщением выложено и фото птицы, сидящей в плетеной клетке-корзине. Автор не забыл приложить к нему свой контактный телефон.
Еще один тип, Жан Нгниссонгу, «порадовал» российских орнитологов в фейсбуке о том, что их «зверюга» находится в настоящее время в деревне Банким, сидит в клетке, «но, кажется, немного плоха, потому что не в состоянии летать». И далее опять что-то про ритуал, священное животное и просьбу срочно связаться с местными жителями.
Как прокомментировал «МК» ситуацию замдиректора по науке Дарвинского государственного биосферного заповедника Мирослав Бабушкин, он с 2006 года занимается кольцеванием птенцов скопы и других пернатых хищников и с такой ситуацией никогда не сталкивался. Данного птенца, попавший в руки камерунцев, кольцевал он лично в Вологодской области прямо на гнезде, недалеко от Озера Белого.
По словам орнитолога, с ним сейчас поддерживает связь некий Роджер Кивен из того же села, который обещал привлечь к этому делу общественность и местный зоопарк, но почему-то до сих пор никаких новостей о птице не прислал. Роджер пишет только, что птица устала, истощена, но «на ногах все-таки держится». «Ждем вашей реакции», - приписано в конце сообщения.
- Главное, непонятно, что делать, — говорит Бабушкин. — С одной стороны – жалко птицу. Но у нас закралось подозрение, что эти ребята хотят некоего «вознаграждения». Понятно, что если хоть раз заплатить ловкачам на любом континенте, наши птицы станут регулярно гибнуть ради пластиковых колечек, несущих информацию для научных исследований.
Русское географическое общество уже направило прошение в посольство Камеруна: посодействовать в освобождении птицы или ее лечении (если это необходимо). Камерунские власти пока хранят молчание.