Убьют ли в России мессенджеры WhatsApp и Telegram

Борьба с анонимностью в Интернете и мессенджерах входит в решающую стадию. Несколько законопроектов на эту тему пройдут через комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи уже в самое ближайшее время.

Еще недавно законодательные инициативы, запрещающие прятаться за никами, казались просто пиар-ходами скандальных депутатов без перспективы принятия и без последствий для общества. Но после того, как президент России подписал «Стратегию развития информационного общества до 2030 года», в которой прямо говорится: «Исключить анонимность, безответственность пользователей и безнаказанность», становится ясно, что эти законы будут приняты. Вопрос только в мягкости или жесткости формулировок, которые будут уточняться.

Начнем с закона, который внес депутат от «Единой России» Виталий Милонов. В нем говорится, что регистрация в соцсетях должна производиться только по паспорту. Стало быть, те, кто не достиг 14-летнего возраста и паспорта не имеет, теряют право на «ВКонтакте» и прочие ресурсы. Но технически непонятно: как удалить из сетей тех детей, кто в них уже зарегистрирован? И кто будет проверять достоверность паспортных данных при регистрации? Штат ФМС придется раздувать многократно.

Другой закон внесла группа депутатов под руководством члена КПРФ Александра Ющенко — о запрете на анонимность в мессенджерах. В пояснительной записке говорится, что ими пользуются 80 миллионов россиян. Этот закон не требует регистрации по паспорту, но запрещает регистрироваться через анонимные сим-карты или к, примеру, из интернет-кафе. Как реализовать этот запрет и что делать с теми, кто был зарегистрирован до принятия закона? Ведь закон вроде бы обратной силы иметь не должен...

Эти вопросы «МК» задал руководителю профильного комитета Госдумы Леониду ЛЕВИНУ.

— Я бы не ставил законы Милонова и Ющенко на одну доску, — ответил депутат. — Закон о регистрации в соцсетях по паспорту мы рассмотрим на ближайшем заседании комитета и озвучим свои рекомендации сразу, а по поводу мессенджеров вынесем свое решение позже, когда проведем круглый стол, выслушаем экспертов, операторов связи, представителей индустрии.

По поводу закона Милонова я уже говорил, что считаю его невыполнимым. Его реализация потребует огромных финансовых затрат, а эффект не гарантирован, поскольку Сеть является трансграничной. А что касается защиты детей от нежелательной информации в Интернете, то такой закон уже есть. И зачем плодить новые законы, когда можно добиться исполнения тех, которые уже приняты?

— Вопрос по закону Ющенко о мессенджерах: как вычислять и «призвать к порядку» тех, кто зарегистрирован анонимно, ведь на то она и анонимность?

— На то и общественное обсуждение со специалистами, чтобы понять, как это будет выглядеть. Но наша задача — не создавать дополнительных проблем для порядочных пользователей и операторов.

— Данные законопроекты ни хороши и не плохи. Они неизбежны. Рано или поздно их примут, поэтому неважно, отклонят их в эту сессию или нет, — полагает главный специалист по защите информации Алексей ЩУЧКИН. — Уже сейчас регистрация в социальных сетях привязана к номеру телефона, который по закону привязан к паспортным данным. Сейчас начинается следующий этап. В ближайшем будущем неизбежно появление универсального цифрового идентификатора со всей информацией о человеке. И этот человек, как правило, не возражает против того, чтобы быть «под микроскопом». Обратите внимание на последний опрос «Левада-центра» по этой теме: число сторонников запрета на анонимность в Интернете выросло вдвое, и сейчас они уже в большинстве. Большинство людей не считают анонимность частью своих свобод, а главной свободой видят свою безопасность, безопасность своих детей от анонимных преступников. Другое дело, что непонятно, как такие законы будут исполняться с технической точки зрения. Процедура валидации данных пользователей не ясна. Не очень понятно и то, как будет соблюдаться 152-ФЗ «О персональных данных». Если социальные сети обяжут собирать персональные данные пользователей, то это вступит в прямое противоречие с 152-ФЗ. Впрочем, нужно понимать, что законопроекты об отмене анонимности принимаются вовсе не ради того, чтобы защитить детей и взрослых от неизвестных сетевых преступников. Государству их безопасность не особенно интересна. Оно хочет узаконить свое право на контроль переписки в медиапространстве, контроль частного бизнеса, на контроль активной части социальных групп, оппозиции и зарубежных агитаторов идей свободы и демократии. И оно движется к этой цели.

Итак, двое ведущих специалистов в отрасли не смогли ответить на главный вопрос: как реализовать новые законодательные инициативы о запрете на анонимность. Дам им подсказку. У нас уже принят закон об обязательной идентификации при входе в Интернет через общественный вайфай, да и закон о том, чтобы серверы с персональными данными российских пользователей территориально находились в России. Оба закона действуют, но не исполняются. О них предпочли стыдливо забыть. Предположу, что в ближайшее время «полк забытых законов» просто пополнится.

Михаил Зубов
Tеги: МК, Россия