В этом году наша команда стала второй в Европе и первой на мировом первенстве. Личный тренер российской рапиристки Аиды Шанаевой Владимир Иванов как-то раз лаконично и точно отозвался о своей воспитаннице: командный игрок, никогда не тянет одеяло на себя, а в нужный момент всегда выручает.
Так было и на осеннем чемпионате мира в Италии, где в драматичном финале наши рапиристки сокрушили хозяек первенства 45:44. Все лавры тогда достались Ларисе Коробейниковой, отыгравшей гандикап в четыре укола у
ВИЗИТКА
Аида ШАНАЕВА
Родилась 23 апреля 1986 года. Заслуженный мастер спорта. Выступает за ФСО «Юность Москвы». Чемпионка Олимпийских игр-2008 (в команде), чемпионка мира 2009 года в личном первенстве, чемпионка мира 2011 года в командных состязаниях. Первый тренер Фиала Кадзова. В настоящее время тренирует Владимир Иванов.
— Командное первенство тем и хорошо, что если на каком-то этапе свой отрезок провел не лучшим образом, то у тебя будет шанс собраться и реабилитироваться, — говорит Аида. — В этом году наша команда стала второй в Европе и первой на мировом первенстве. Тем самым заработали лицензию на Олимпиаду, а это самое главное. Увы, не удалось проявить себя в личном первенстве, но надеюсь, что получится в Лондоне.
— Удалось ли отдохнуть после чемпионата мира? Где набирались сил?
— В родном Владикавказе. Отдыхала больше месяца, этого вполне хватило. Теперь до самого Лондона так расслабиться не получится, поэтому постаралась провести время с максимальной пользой. Ничего не делала, наслаждалась тихой семейной жизнью. Увиделась со многими друзьями. И — никакого спорта. Зато после отпуска очень приятно было принять поздравления от родной «Юности Москвы» и в подарок модный iPod. Спасибо руководству, что не забывают.
— Вы, слышал, заряжаетесь энергией в горах?
— Очень их люблю, жаль, что не всегда находится время. Все-таки выросла в горах, хорошо их знаю, чувствую. Бываю на море, но отдых в горах не сравнить ни с чем.
— Победа на чемпионате мира в командном первенстве над итальянками внушает оптимизм перед Лондоном?
— Психологически было важно выбить их из седла: победить в их родных стенах команду, в составе которой сплошь чемпионки и призеры чемпионатов мира, Европы и Олимпийских игр, дорогого стоит. Мы же сами себе доказали, что ничего невозможного нет.
— С «легкой руки журналистов» вас теперь называют «грозой итальянок». Согласны с таким определением?
— Я бы это приписала всей нашей команде. На протяжении последних двух-трех лет итальянки никому, кроме нас, не проигрывали. А для нас они тот ориентир, к которому стремимся и стараемся превзойти. Против них мы выходим предельно сконцентрированной командой: один за всех — и все за одного. В противном случае итальянки не прощают.
— Большинство ваших успехов приходится именно на командные соревнования. Вы по натуре командный игрок?
— Есть и желание, и возможность проявить себя индивидуально. Но в «личке» почему-то не всегда складывается. Не хватает везения, наверное. Психологически мне легче, когда фехтую за себя: ответственность за командный результат не давит. А за подруг всегда переживаешь: со стороны смотреть тяжелее.
— Благодаря чему на протяжении последних лет россиянки показывают стабильные результаты? Преемственность поколений сохраняется?
— Я в женской команде России уже пять лет. За это время сборная несколько раз обновлялась, приходили новые девочки. Но на силе команды это никак не отражалось. Тех же итальянок мы побеждали в 2006 году, одолели их и в
— Начиная с 2006 года, вы не пропустили ни одного крупного турнира. Откуда силы?
— Сама себе поражаюсь. У нас в команде уже, кажется, все брали паузу. Кто-то на год, кто-то на полгода. Я же каждый раз снова в строю. Но это и не плохо. Возвращаться на прежний уровень после длительного периода очень нелегко. Я же плавно вкатываюсь в новый сезон. Но вот через полгода, думаю, точно наверстаю и отдохну, как следует.
— Правда, что ваш отец предсказал, что вы обязательно будете олимпийской чемпионкой, когда вам еще не исполнилось и года?
— Это семейная легенда. Папа у меня определенно по-хорошему помешан на спорте. Он отдавал меня и в гимнастику, и в волейбол. Но дело в том, что во Владикавказе выбор спортивных секций, особенно женских, невелик. Хорошо, что тогда работал Владимир Сергеевич Иванов. В частности, благодаря ему, в городе появилась сильная школа фехтования. Поэтому и остановили выбор на рапире. Но даже если бы с клинком не сложилось, точно знаю, что нашла бы себя в другом виде спорта.
— Говорят, на тренировках вы с Владимиром Сергеевичем, бывает, спорите...
— Спорим, поскольку у каждого из нас есть своя точка зрения.
— Это такая форма демократии?
— Если я не согласна в чем-то с тренером, то почему не аргументировать? Ему что-то со стороны, конечно, виднее. Но какие-то моменты, что называется, изнутри лучше понятны мне. В конце концов, на дорожке фехтую я. В наших спорах рождается истина. И это дает результат.
— Аида, со спортом высших достижений после Лондона расставаться не собираетесь?
— Решения буду принимать после Олимпиады. Все-таки пора задуматься о создании семьи. Для женщины это самое важное.