«МК» знакомит вас с теми, кто обычно сидит на стадионах за воротами и гонит свою команду вперед

Сложный, выматывающий полуторагодовой сезон позади. Но труден этот переходный чемпионат 2011/12 г. был не только для футболистов и тренеров. Есть и другие, потратившие массу сил, мыслей, креатива и энергии на то, чтобы как следует отработать на своей позиции 12-го игрока.

И порой делали это несравнимо лучше парней на поле. А мы незаслуженно редко вспоминаем о них, хотя в среде футбольных фанатов всегда происходит много интересного, и разобраться в этой кухне подчас совсем не просто.

Знакомьтесь — суппортеры, ультрас, основа поддержки команд первой восьмерки.

Основные группировки: В топ-клубах с богатой историей подчас сложно навесить ярлыки, какая группировка мирная, какая обеспечивает суппорт, а какая состоит сплошь из бойцов. Хотя бы потому, что изначально не было деления на ультрас (фанаты поддержки) и хулс (хулиганы). Парни просто объединялись, кто-то из них хулиганил, кому-то приходилось отстаивать родные цвета в разборках с другими бандами. И сейчас многие боеспособные бригады зачастую активно участвуют в поддержке, а не только кулаками размахивают. Сегодня среди поклонников «Зенита» хулиганскими считаются Music Hall, Jolly Nevsky, Snake Firm, «Коалиция».

Основную поддержку команде во время матчей организовывает инициативная группа во главе с «Невским фронтом» — когда-то фанатской группировкой, а теперь общественной организацией.

Биография движения: Первые фанаты, как рассказывают бывалые, появились еще в конце 70-х, но мало-мальски организованное фан-движение образовалось году в 1980-м — любители поддержать команду стали собираться на 33-м секторе стадиона им. Кирова. Примерно тогда же фаны совершили свой первый выезд в Москву на «Спартак».

Когда в Москве возникли две грозные силы — спартаковская фирма Flint’s Crew и армейская Red Blue Warriors, в Санкт-Петербурге тоже осознали необходимость создания своей банды. И в 1996-м родился «Невский фронт». А в конце 90-хорганизация была зарегистрирована как общественная. К этому времени группа сменила и свой состав, и ориентацию. И дальше уже фирмы росли как грибочки после обильного питерского дождя.

 

Главная «фишка» фанатского виража «Зенита» — мощная звуковая поддержка и пирошоу.

фото: Геннадий Черкасов

 

* * *

Питерские фаны всерьез настроены не отставать от самой команды и быть первыми в своем, фанатском «чемпионате» — лучшими в шизе (поддержке команд на трибунах). На самом деле в последнее время им это часто удается, хоть и не согласятся с этим красно-белые, считающие именно свой суппорт выше всяких похвал. Причем болельщики сине-бело-голубых чаще и более угрожающе, что ли, чем остальные, стараются демонстрировать свою мощь руководству клуба и футболистам. Сразу же вспоминается лигочемпионский матч с кипрской командой «Апоэль», когда недовольные безголевой игрой болельщики два раза задымили стадион. Не остановились они, даже когда судья пригрозил присудить «Зениту» техпоражение. Вот, мол, считайтесь с нами: захотим — и вы проиграете. За что получили от острого на язык Романа Широкова определение «дебилы». Или недавний случай, когда, протестуя против запрета пронести баннер, болельщики покинули фанатский вираж и оставили команду без поддержки.

Клуб, в свою очередь, фанатов своих уважает и считается с ними. К примеру, «Зенит» первым в России еще в 2001 году изъял из оборота номер 12 и отдал его болельщикам.

КСТАТИ

12-й номер также отдали болельщикам в России ЦСКА, «Крылья Советов», «Анжи», «Кубань» и «Сатурн». Кроме того, в отечественных клубах в некоторых случаях навечно закрепили определенные номера за игроками. В ЦСКА 16-й номер отдан Сергею Перхуну, в «Анжи» — 11-й Ибрагиму Гасанбекову, в «Урале» — 23-й Петру Хрустовскому. Всем — посмертно.

Приходится клубу считаться с болельщиками и еще в одном, весьма деликатном вопросе. Как сказал недавно президент «Спартака» Леонид Федун, есть в России команда, которая формируется по расовому принципу. Прямым текстом «Зенит» не назвал, но все-то поняли. И как бы руководству питерцев ни приходилось делать хорошую мину при плохой игре, доля истины в словах Леонида Арнольдовича есть. Легенда зенитовских болельщиков, самый выездной фанат России Денис Е-2 Е-4 Чигляев (число выездов у него перевалило за 350), лично признался в интервью интернетовской «библии» сине-бело-голубых — сайту «Ландскрона», что если африканец наденет футболку со стрелкой, то он завязывает: «На матчи ходить не буду, просто стану ждать, когда он сломается. Уверен, так поступят многие».

«Спартак», Москва

Основные группировки: Всем спартаковским суппортом заправляет знаменитая «Фратрия», общественная организация, объединяющая все группировки ультрас, которых на трибуне Б сидит много: Red White Power, VG’09(Videoeditors), BIS(Believe in Spartak), Co.Operative и т.д. Хулиганы: Union, старейшая Flint’s Crew, «Заводные апельсины», «Гладиаторы» и пр.

Биография движения: Зачатки фанатской деятельности наблюдались еще в начале 70-х. Молодые, крепкие болельщики стали сбиваться в кучки и потихоньку образовывать банды. К середине 70-х спартачи начали понемногу пробивать выезды, они первыми стали носить самодельные шарфы.

КСТАТИ

Российские болельщики стали называть клубные шарфы «розетками» и потом уже «розами». И непонятно, почему. Ведь rosette — это сложенная в виде цветка ленточка. Такие ленточки клубных цветов до появления моды на шарфы прикалывали к лацканам пиджаков европейские болельщики.

По большому счету все у красно-белых было точно так же, как и у армейцев, только чуть раньше. Первая организованная бригада образовалась в тот же 1994 год, что и у красно-синих, и название ей было (и остается до сих пор) Flints’s Crew.

В 2005-м стало понятно, что для качественной и организованной поддержки необходима мощная организация, — и красно-белые создали «Фратрию», которая занималась не только перформансом, но и работой с болельщиками, билетами, а также открыли магазин, где стали продавать спартаковскую атрибутику. И вообще по максимуму зарабатывать на бренде «Спартак». После этого, кстати, многие обычные болельщики от «Фратрии» отвернулись и ничего общего с ней иметь до сих пор не хотят, называя не иначе как «барыгами». Но это не мешает им восхищаться и гордиться богатыми и масштабными перформансами «Фратрии».

* * *

Баннеры, перформанс, шиза — у «Спартака» к середине первого десятилетия XXI века все складывалось удачно, как и должно складываться у самого популярного в стране клуба. Как рассказывал на одном из красно-белых сайтов нынешний заводящий фанатского виража Саша «Крикс», пиком развития спартаковского суппорта был 2007 год и перформанс в матче с «Зенитом»: «Москва. Наш город — ваша столица». Его действительно помнят очень многие и периодически цитируют на разных форумах, а тогда эта «хореография» стала победителем конкурса «Перформанс года». Но в кб-стане случилось то же самое, что и у их злейших врагов армейцев. С ультрас-сцены ушел Иван Катанаев, в фанатском простонародье Комбат, на котором очень многое было завязано. И покатилось все под красно-белую горку... А над провальным перформансом на матче с «Челси» не постебался только ленивый. Модульное представление не было монолитным (это когда каждый человек держит над головой цветной прямоугольник, из множества которых складывается некое изображение), баннер «Гордость России» как следует не разложился над головами. В общем, кошмар полный.

Вспоминают и историю 2009 года, когда сюжет перформанса летнего дерби «Лишь избранным дано прикоснуться к шедевру» был скопирован у «Реала». Впрочем, представители «Фратрии» вполне резонно парировали: не у «Реала», а у Микеланджело из Сикстинской капеллы. А уж то, что одна и та же идея пришла в голову и красно-белым, и сливочным (правда, сливочным на два года раньше), не наша, мол, вина.

Впрочем, даже упадок не помешал красно-белым победить два раза подряд в конкурсе «Перформанс года», и в 2009-м, и в 2010-м. А в завершающемся сезоне спартаковские ультрас начали постепенно возвращать себе былую форму. Периодически даже можно было наблюдать пикировки красно-синих и красно-белых, когда армейцы в отличие от спартаковцев успешно выступали в чемпионате и Лиге чемпионов: «Мы играем лучше» — «А у нас круче суппорт».

ЦСКА

Основные группировки: В основном, поддержкой на трибуне Д (в «Лужниках», где чаще всего последние годы ЦСКА играет домашние матчи) рулит группировка «ЦСКА ультрас». Самые известные из армейских хулс — это Red-Blue Warriors, «Ярославка», Galant Steeds, Kids.

Биография движения: Из воспоминаний старых фанатов следует, что первая мало-мальски организованная группка армейцев появилась еще в 1975 году. Чтобы как-то обозначить свои цветовые пристрастия, болельщики красно-синих ходили с сумками с логотипом ЦСКА. И вот однажды на матче с «Динамо», как рассказывал в армейском фанзине (фанатский журнал) один из первопроходцев движения Филимон, один парень поднял такую сумку над головой и закричал: «Кто за ЦСКА, идите сюда!» Со всего стадиона к нему потянулись люди... После этого стали ходить на игры всей компанией. Относительно регулярно и массово красно-синие стали ездить года с 1982-го. И хотя первая армейская группировка Red Blue Warriors официально образовалась лишь в 1994 году, костяк этого движения сложился уже в 1984-м. В 1996-м рождается легендарная «Ярославка», в начале2000-х армейские ряды пополнились мобами Kids, Galant Steeds и т.д.

Официальное же фан-движение при поддержке ПФК ЦСКА было реорганизовано в 2003-м из Клуба любителей спорта, созданного в лохматые советские времена по инициативе комсомола.

 

фото: Геннадий Черкасов

 

* * *

Еще несколько лет назад суппорт ЦСКА был весьма мощным и остроумным. В те славные времена болельщики ЦСКА могли замутить масштабные акции, как, например, «Кони в дудки не дудят», которая была подхвачена и другими «движами». Когда в 2004 году стадионы наводнили «пассажиры» (случайные люди на футболе) с дудками, суппортеры поняли, что это очень мешает голосовой поддержке и противно режет слух. Тогда ребята сначала выпустили наклейки «No fucking дудки», «Fuck off дудки» и «Дудки must die», которые расклеивались в метро на плафонах эскалаторов и вагонах. Потом дошло и до футболок, на которых красовалась нарисованная, кстати, знаменитым художником «МК» Алексеем Мериновым, также армейским болельщиком, карикатурная свинка с дудкой в центре запрещающего знака. Ну и дальше баннеры, информационная интернет-война, и в итоге дудки практически были побеждены!

Однако за успехами неизбежно следует спад. И сейчас, хотя армейская торсида, безусловно, старается и голосовая мощь фанатской трибуны продолжает гнать команду вперед, креатив ушел.

Многие это связывают с уходом из актива Максима Коротина aka Рабика, армейского заводящего, когда-то лидера грозной «Ярославки». Отошли от интенсивных дел по разным причинам и другие лидеры. Сейчас явного и сильного «вожака» у армейских ультрас нет, и во многом, наверное, из-за этого поддержка иногда выглядит плохо организованной, нестабильной и непоследовательной. Например, как уже писал «МК», болельщики забыли поприветствовать своего капитана Игоря Акинфеева, возвратившегося в ворота после долгого перерыва из-за травмы. Забыли помянуть и своего погибшего вратаря Сергея Перхуна.

МЕЖДУ ТЕМ

Когда-то с целью оскорбить армейцев прозвали «конями». А сейчас конь стал официальным символом ЦСКА. Можно предположить, что в ближайшие годы это прозвище будет заменено новым — «лыжники». Болельщики других клубов уже вовсю стали называть так фанатов и саму команду после того, как в 2011 году клуб решил отметить 100-летний юбилей. Неоспоримый факт, что история клуба ЦСКА началась, когда в 1911 году в Обществе любителей лыжного спорта была образована футбольная секция. В самостоятельную организацию ФК превратился лишь в 1928-м и назывался ЦДКА. И недолюбливающие «коней» фанаты считают, что клуб зря приписал себе лишние 17 лет, насмехаются над этой идеей и вовсю величают армейцев «лыжниками». Станет ли через несколько лет символом клуба конь на лыжах?

 

фото: Геннадий Черкасов

 

«Динамо», Москва

СПРАВКА "МК"

СЛОВАРЬ ФАНАТА

• Акаб — полицейский, происходит от аббревиатуры А. С. А. В. (английский all cops are bastards), что означает «все полицейские — ублюдки».

• Банка — либо гол («вчера нам забили две банки»), либо скамейка запасных («этот игрок давно сидит на банке»).

• Вписка — возможность прохода куда-либо (нахождения где-либо) без билета/c разрешения кого-либо, или: место (дом, квартира и т.п.), где можно переночевать (вписаться).

• Выездюк — фанат, часто выезжающий в другой город (или страну) на матч своей команды.

• Глорихантер (с англ. — охотник за славой) — болельщик, начавший поддерживать какой-либо клуб из-за его успехов или популярности.

• Двойник — выезд фаната на два матча без заезда домой.

• Договорняк — договорной матч.

• Жаба — фанат, поменявший клуб.

• Золотой сезон — футбольный сезон, на котором какой-либо фанат побывал на всех официальных матчах команды.

• Карлик (или Карлан) — юный, неопытный болельщик.

• Кинолог — фанат, едущий на матч на электричках.

• Космонавт — омоновец в полной боевой экипировке.

• Масть — степень уважения футбольного хулигана в фанатской среде.

• Мячик — футбольный матч.

• На мастях — футбольный хулиган, одетый в фирму.

• На цветах — футбольный хулиган в клубной атрибутике.

• Нулевой тайм — распитие болельщиками алкогольных напитков перед матчем.

• Слив — проигрыш команды за деньги или по предварительному сговору.

• Собака — пригородная электричка.

• Товарняк — товарищеский матч.

• Третий тайм — выяснение отношений между фанатами.

• Хардкоры — фанаты, которые непосредственно ведут боевые действия.

• Шедвел — незаметное проникновение фанатов на чужой сектор с целью драки.

• Шиза — активная поддержка команды на трибуне или беспредел.

Основные группировки: «Ультрас Динамо», «Сектор Д», «STDM», Объединение болельщиков «Династия», среди бойцовских: стоявшая у истоков Blue white dynamite, а также Patriots, Capitals и другие.

МЕЖДУ ТЕМ

Одной из самых известных хулиганских фирм России является группировка клуба «Русичи» из города Орла. Правда, с нового сезона команда, не раз менявшая названия от «Локомотива» до «Спартака», будет величаться ФК «Орел». Несмотря на то что высшим достижением в российский период является 6-е место в первом дивизионе, клуб имеет солидную, завоевавшую в боях авторитет фан-группировку.

Биография движения: Зарождалось одновременно со спартаковским и армейским еще в 70-е. Поначалу динамовские фаны в уличных боях, вспоминают участники, выступали на стороне красно-белых, а потом, рассорившись с ними, заключили союз с ЦСКА. Ходят слухи, что именно в среде динамовских хулиганов обретался первый футбольный террорист по кличке Кирим. Дома он мастерил самопальные бомбочки, одна из которых в 1981 году полетела в толпу спартачей у метро «Белорусская». Была и другая, которая предотвратила глобальную драку в Днепропетровске, когда фанаты «Днепра» накрыли «динамиков».

В 1994 году бело-голубые объединились под «вывеской» Blue white dynamite и долгие годы с честью защищали свои цвета на улицах Москвы и России. В 1998 году появились «Патриоты», в 2000-м —«Капиталы».

«Династия» как объединение болельщиков образовалась в 2008 году, а ультрас-группа при ней в 2009-м.

* * *

Поскольку по-настоящему организованный суппорт у бело-голубых появился немного позже, чем у грандов московской сцены российского периода — «Спартака» и ЦСКА, то и получалось, что динамовские ультрас звезд с неба не хватали. Да, в общем, и не хватают до сих пор. Возможно, причина снова кроется во внутреннем разладе. Большинство ультрас-группировок примерно год назад громко выступили с заявлением, что разрывают всяческие отношения с Клубом болельщиков «Динамо» и Объединением болельщиков «Династия», пока в «вышеозначенных организациях будет присутствовать личность Александра Шпрыгина» (поклонника «Динамо» и бессменного председателя Всероссийского объединения болельщиков). С тех пор на бело-голубых секторах можно наблюдать независимый суппорт.

Но самые скандальные динамовские акции происходили еще до разлада. Между ними и их злейшими противниками из Питера развернулась настоящая «баннерная война». На отвратительный баннер «зенитчиков» про Яшина (цитировать его ни один нормальный человек не станет) «динамовцы» ответили «Болотными крысами народного газа». Затем питерцы к портрету Лаврентия Берии присовокупили подпись: «Вы платите за его грехи» и в ответ получили изображение Ксении Собчак с подписью: «За ее грехи вам век не расплатиться». Сейчас болельщики «Зенита» и «Динамо» ненавидят друг друга едва ли меньше, чем «мясо» и «кони». Правда, здесь необходимо оговориться: если общий перформанс — дело организованной группировки, то небольшие баннеры растянуть может кто угодно. Главное, умудриться их пронести. А тут уже вопрос к полиции...

«Анжи», Махачкала

Основные группировки: одна за всех «Дикая дивизия».

Биография движения: Впервые «Дикая дивизия» появилась в 1998 году. Так называемых отцов-основателей звали Кайрав Кагерманов и Мурад Генжеханов. Но неудачи «Анжи» привели к тому, что фан-движение забуксовало и пропало совсем. И лишь в 2008 году нынешний лидер «ДД» Рамазан Газиев нашел в Интернете единомышленников и возродил группировку.

* * *

Разумеется, фан-движ «Анжи» еще молод и неопытен, и бодаться с такими монстрами российского суппорта, как ЦСКА, «Спартак» и «Зенит», им рано. Тем не менее громкие цели ими уже обозначены. На сайте «Дикой дивизии» так прямо и записано: наша задача — создание самого мощного и уважаемого сообщества болельщиков в мире. Кроме того, как сказал один из активистов «ДД» Идрис Гамзатгаджиев, главная философия болельщиков махачкалинского клуба — порядок и миролюбие. Эту «философию» не раз наблюдали болельщики «Спартака», «Зенита», «Динамо», когда оказывались под градом камней в Махачкале или когда на стадионе в них летели кресла... Возможно, «Дикая дивизия» здесь и ни при чем.

На трибунах у «Анжи» пока в основном флаги, шарфы и небольшие послания вроде: «Мы против террора», «Нам нужен мирный Дагестан». Был и более по-фанатски продвинутый глум: после того как «Локомотив» не хотел играть матч с «Анжи» в Махачкале, хозяева вывесили баннер: «Ну что, девочки, страшно?» (Из-за того, что среди болельщиков красно-зеленых очень много женщин, команду и фанатов часто называют «девочками»). А еще они все время возят с собой изображение осла с надписью «С ослом или на осле, мы на выезде везде». Тоже креатив, чего уж там...

КСТАТИ

Матчи с участием «Анжи» уже давно посещает целая группа немых людей.

«Рубин», Казань

Основные группировки: основные — это «РубинГуды» и Cage Crew. И если первые все-таки в первую очередь ультрас, то вторые скорее хулс.

Биография движения: Первые попытки создать организованную группу поддержки произошли в 2003 году, при выходе «Рубина» в премьер-лигу. Но тогда с клубом не удалось договориться о поддержке фан-движения. Получилось со второй попытки три года спустя.

Cage Crew же появилась еще в 2004-м, ребята стали активно выезжать, ну и отстаивать родные цвета на кулаках, разумеется. Самые сложные отношения у фанатов «Рубина» с пермским «Амкаром», особенно с тех пор как во время драки двух группировок сильно пострадала девушка из Казани.

* * *

Болельщикам «Рубина» сложно — в регионе есть хоккейный «Ак Барс» и баскетбольный «Уникс», и футбол там вовсе не спорт номер один. И все же «РубинГуды» растущее, взрослеющее ультрас-движение. И уже не чурается протестных акций. Одна из них — призыв всех болельщиков бойкотировать матч Лиги чемпионов "Рубин"—"Интер" из-за того, что часть фанатов несправедливо повязали незадолго до встречи.

Все в порядке у «рубингудов» и с чувством юмора. Например, в 2007 г. они встретили футбольный клуб «Москва» словами «Hi, M0:5COW», где ноль — буква «о», а 5 — стилизованная под цифру английская S. Таким образом они напомнили о прошлогоднем, выигранном у «горожан» в столице матче со счетом 0:5.

Зачастую ребята не чураются потроллить родную команду, когда есть за что. Например, за плохую игру наказать пустым прямоугольником с подписью «Какая команда, такой и баннер».

МЕЖДУ ТЕМ

Как бы ни враждовали между собой фанаты, если кто-то из стана «врага» попадает в беду, все забывают о цветах и бросаются на помощь. Стоит бросить клич в Интернете или по сарафанному радио, как средства потекут рекой — фанатская братия очень многочисленна.

«Локомотив», Москва

Основные группировки: UnitedSouth (самая большая группа болельщиков), Mad Trains, «Реактив», Soutn Way. С хулиганскими фирмами у «Локо» не густо, и они не столь многочисленны, как группировки соседей по столице. Тем не менее самые известные среди них «Красно-зеленые викинги» и «Бешеные доберманы».

Биография движения: Как говорят сами болельщики «Локомотива», фан-движение началось в далеком 1981 году, когда небольшая группа прокатилась на выезд в Кострому. Эти люди со временем так и назвали себя «Локо-81». Первые организованные хулс появились уже в конце 90-х.

К 2005 году назрела необходимость объединить все группы фанатов с южной трибуны для качественной и организованной поддержки. И появился UnitedSouth.

Был в «паровозном» стане и свой раскол, когда в 2008-м группа «Реактив» разошлась с «Югом» по идейным соображениям и перешла на северную трибуну.

* * *

Болельщиков «Локомотива» всегда отличал качественный и европейский стиль перформанса. Возможно, не всегда все было так остроумно, как у ЦСКА, и не так масштабно и глобально, как у «Спартака», тем не менее красно-зеленые всегда стараются держаться на уровне — и отсутствие какого-либо одного явного лидера этому не помеха.

Одной из самых первых организованных акций был призыв окрасить трибуну в красный цвет — то есть всем прийти в красных майках, что и было исполнено. Кстати, возможно, это довольно субъективное мнение и остальные российские ультрас не согласятся и захотят поспорить или покритиковать, но красно-зеленые относятся к команде теплее всех и по-семейному, что ли. И с днем рождения футболистов поздравят, и морально поддержат, и пожурят, если что. В других клубах это, разумеется, тоже есть, но у «Локомотива» как-то ярче выражено, что ли.

МЕЖДУ ТЕМ

Поголовно у всех фанатских движений существует «побочная» благотворительная деятельность. Они собирают средства, чтобы помогать детским домам и больницам, проводят различные футбольные турниры как для детей, так и для взрослых. Чаще всего все это существует исключительно на пожертвования (как, собственно, и сам суппорт). Во время матчей около заводящих стоят коробочки или висят пакетики, в которые можно опустить свой вклад.

«Кубань», Краснодар

Основные группировки: GreenMile, «Русский юг», «Кубань Ultras».

Биография движения: Годом рождения фан-движа сами краснодарцы считают 1982 год, когда два человека отправились на выезд в Донецк. Причем, по рассказам бывалых, в те времена, когда в Москве за громкие заряды милиция под белы ручки выводила со стадиона, в Краснодаре голосовая поддержка считалась нормой.

Но самые основные события, определившие организованную работу фанатов, произошли в 2004-м, когда болельщики и клуб нашли между собой общий язык. Фанатам выделили сектор на стадионе, сделали членам фан-клуба скидку на абонементы и отдали 12-й номер болельщикам.

* * *

Еще недавно «Кубань» называли командой-лифтом — пробившись в премьер-лигу, она в конце сезона опять вылетала в первый дивизион, чтобы на следующий год опять вернуться в премьер-лигу. И тем не менее стадион «Кубань» всегда был очень посещаемым, где бы клуб ни играл. В 2007-м он стал самым посещаемым в России, в 2008-м — самым-самым в первом дивизионе.

В этом сезоне, пробившись в первую восьмерку, «Кубань» снова утерла нос почти всем остальным клубам — заняла второе место в России по «обитаемости», уступив лишь «Спартаку».

Местный суппорт пока не дотягивается до уровня топ-команд, однако он довольно красочный, разнообразный и не без подколов. Особенно любили желто-зеленые в первых двух кругах постебать своих соседей — клуб «Краснодар». «Не быкуй» — обращались они во время своего кубанского дерби к «быкам», как называют себя болельщики «Краснодара».

Есть у желто-зеленых своя гордость — фанат Покер, пробивший 116 выездов с 1986 года. Но это, так сказать, внутренняя радость, а вот в российских масштабах краснодарцам тоже есть чем гордиться: болельщица их клуба Алина Чусь стала победительницей первого в истории конкурса «Мисс Премьер-лига».