«Позор», «провал», «кошмар» — эти слова и их синонимы наверняка пронеслись в голове у каждого, кто в среду досмотрел четвертьфинальный матч Россия — Финляндия хоккейного олимпийского турнира до конца.
Собственно конец игры стал и концом выступления нашей ледовой дружины в Сочи. Дацюк, Овечкин, Малкин и остальные мегазвезды команды Зинэтулы Билялетдинова сошли с дистанции на непростительно ранней стадии — первом раунде плей-офф. Хоккейная золотая медаль, что уж скрывать, была самым желанным «золотом», что могли «намыть» российские спортсмены на домашних Играх. Отсюда и особая боль, которую испытали миллионы болельщиков сборной России, которая остановилась даже не на полпути к этому «золоту», а в самом его начале.
В Большом ледовом дворце стоял оглушительный свист трибун. Только что прозвучала финальная сирена, которая известила о том, что сборная России уступила команде Финляндии и остановилась в своем походе за главным «золотом» домашней Олимпиады на стадии четвертьфинала. Никакой злобы или агрессии — этот свист передавал всю грусть и печаль, что поселились в сердцах российских болельщиков.
И, похоже, выветриваться оттуда новоселы в ближайшее время не намерены. Если уж воспоминания о ванкуверском кошмаре (если кто забыл, на предыдущей Олимпиаде наша ледовая дружина была разгромлена в четвертьфинале канадцами) даже 4 года спустя напоминают о себе тупой болью в грудной клетке, то что уж говорить о свежих ранах.
И в Сочи, и в Москве, и в Хабаровске любители хоккея полушепотом, словно мантры, повторяли одни и те же слова: как это могло произойти?
Последние годы вся страна жила в ожидании домашней Олимпиады, пристально следя не только за строительством в Сочи и его окрестностях, но и за подготовкой спортсменов. Каждый матч хоккейной сборной рассматривался исключительно через олимпийскую призму, будь то игры чемпионата мира или полутоварищеские встречи в рамках Евротура. Хоккейное «золото» в Сочи должно было стать либо вишенкой на торте, либо ложкой меда в бочке дегтя — в зависимости от итогов выступления всей олимпийской сборной. Теперь хоккейный результат станет главным негативом Игр для отечественных болельщиков. Правда, есть в этом и плюсы. Биатлонисты, можете теперь спокойно выдохнуть. После провала команды Билялетдинова об их неудачах говорить недосуг.
После поражения в четвертьфинале привычных упреков в адрес самих хоккеистов слышать почти не доводилось. Никто не называл Овечкина и его партнеров зажравшимися миллионерами, не обвинял в отсутствии патриотизма и самоотдачи. Объясняется сей момент вполне просто: к игрокам действительно нет претензий, они старались и делали все, что могли. А вот почему не могли большего — вопрос интересный.
Так в чем же причина провала нашей сборной в Сочи? На мой взгляд, здесь двух мнений быть не может: вина полностью лежит на плечах главного тренера. В его распоряжении был шикарный подбор исполнителей, домашний лед, свои трибуны, но разыграть довольно весомые козыри Билялетдинову не удалось. Теперь давайте детально разберем, где же промахнулся Зинэтула Хайдарович.
Защита
Удивительно, но довольно часто, даже до поражения от Финляндии, доводилось слышать, что наша оборона ненадежна. Соглашусь с тем, что по именам наши защитники были далеко не самыми звездными на этих Играх, но говорить о слабой игре в обороне — перебор. Судите сами, в пяти матчах, что провела в Сочи команда Билялетдинова, россияне пропустили всего 7 шайб. При этом в двух матчах (с Норвегией и Словакией) удалось сохранить свои ворота «сухими». Американцы обе шайбы забросили нам в большинстве, а 2 шайбы от словенцев на ход матча, по сути, не повлияли. Так что самым пожарным для нашей обороны стал матч с Финляндией, в котором было пропущено аж 3 шайбы. В хоккее это совсем не много. Так что говорить о слабости защитников или неотлаженной системе игры в обороне не приходится. Да, ошибки случались, но без них не бывает. Если бы защитники никогда не ошибались, все матчи заканчивались бы с одинаковым счетом 0:0.
Что касается голкиперов, то претензий по идее нет ни к Варламову, ни к Бобровскому. Можно сколько угодно гадать, как бы сложился матч с финнами, доверь Билялетдинов место в воротах Сергею с первых же минут, но этого мы уже никогда не узнаем. Оба голкипера исправно выручали и на довольно высоком уровне провели все без исключения матчи.
Отсутствие сыгранности
А вот и первая претензия к главному тренеру. Слаженной командной игры не было ни в первом матче со Словенией, ни в заключительном с Финляндией. Две мегазвездные тройки нападения, в которых нашлось место для Дацюка, Ковальчука, Радулова, Овечкина, Малкина и Сёмина, забросили в итоге всего 13 шайб в 5 матчах. Получается в среднем примерно 2,5 гола за матч. Столь низкой результативностью сборная России не «козыряла» ни на одной из Олимпиад в своей истории.
«Я не знаю, почему у наших энхаэловских звезд шайба не шла в ворота», — скажет после встречи с Финляндией Билялетдинов. А когда его в очередной раз спросят об отсутствии в составе лучшего бомбардира Континентальной хоккейной лиги Мозякина, в сердцах бросит: «Да он бы здесь и до ворот не доехал». Эмоции эмоциями, но кроме «во всем виноват я» Бил никаких объяснений проигрыша сборной Суоми не дал.
А игра не шла именно в нападении. Первое звено (Ковальчук — Дацюк — Радулов) худо-бедно дотягивало до оценки «удовлетворительно», а остальные сыграли крайне невыразительно. Почему Билялетдинов не попытался перетряхнуть звенья раньше? Да, после Словении делать какие-либо выводы было рановато, да и уровень соперника не позволял всерьез относиться к анализу этого матча, но после поражения от американцев перемены напрашивались.
После словаков Билялетдинов решил-таки перетасовать тройки нападения. Первое звено осталось неизменным, из второго в третье отправился Сёмин, из третьего в четвертое — Тарасенко, из четвертого в первое — Попов, в четвертом появился и Тихонов, которому освободилось место Никулина после перехода на игру в 13 нападающих и 7 защитников (вместо соотношения 12:8). Тот матч с Норвегией (самой слабой командой из всех двенадцати, что принимали участие в олимпийском турнире) болельщикам понравился: крупная победа, вратарь сохранил свои владения в неприкосновенности. Но было уже поздно. Даже в матче с норвежцами отсутствие сыгранности и взаимопонимания было видно невооруженным глазом.
В хоккее бывает, что шайба упорно не идет в ворота даже у таких хоккеистов, как лучший снайпер Национальной хоккейной лиги Овечкин. А тут не шло у всех сразу. И почти всегда это следствие плохой сыгранности и, соответственно, неуверенности в собственных силах, которая с каждым промахом только увеличивается. Тренерская работа заключается именно в том, чтобы исправлять такие ситуации, а Билялетдинов с этим не справился. Да, неважно сыграла вся команда. Но мы знаем, как умеют поражать ворота соперников Овечкин, Малкин, Ковальчук и Радулов. И то, что, имея в составе лучших в мире голеадоров, наша сборная продемонстрировала самую низкую результативность на Олимпиадах за всю историю — недоработка Билялетдинова, а не игроков.
Игра в неравных составах
Главная болевая точка, на которую не стесняясь давили соперники все 310 минут, что провела на льду сборная России в Сочи. Дело даже не в пресловутом проценте реализации, а в системе реализации. Порой казалось, что лучше нашим соперникам не удаляться, ведь в равных составах моментов мы создавали едва ли не больше, чем в большинстве. Порой по минуте не могли просто войти и закрепиться в зоне. Комбинации если и проходили, то не заканчивались взятием ворот. И когда игроки понимали, что раскатать соперника не получается, сваливались на банальный обстрел ворот противника с дальних дистанций. Пушка Овечкина стреляла часто, но броски цели не достигали. С удовольствием бросали от синей линии и защитники, но их КПД даже суммарно оказался ниже, чем у Овечкина. А еще сложилось впечатление, что клюшки у наших игроков ломаются едва ли не после каждого второго щелчка от синей линии. Опять заговор? На этот раз со стороны производителя этих самых клюшек?
Простите за штамп, но в современном хоккее, особенно когда речь идет о таком представительном турнире, как Олимпиада, реализация большинства является одним из главных факторов при встрече равных команд. Еще на групповом этапе терзали смутные сомнения: в плей-офф выйдем, а там что? С такой реализацией будет очень сложно. Может, успеют подтянуть? Не успели. Точнее, не успел. Еще один минус Билялетдинову. Если оправдать низкую результативность сбившимся прицелом одновременно у всех нападающих еще можно, то проблемы с игрой в неравных составах исключительно на тренере.
Отказ от классического атакующего хоккея
При всех ошибках, что допустил Билялетдинов в ходе подготовки и выступления на Олимпиаде, надо помнить, как Зинэтула Хайдарович оказался у руля национальной сборной. Если кто забыл, Била уговаривали всем миром. Подключился даже президент России, договаривавшийся с главой Татарстана об освобождении Билялетдинова в «Ак Барсе». Все знали, в какой хоккей играют его команды, что бывший защитник — приверженец довольно осторожного хоккея. Но после первых же игр в Сочи понеслось: «это не наш хоккей», «наша сборная не может играть столь осторожно», «а вот при Быкове...».
Все команды Билялетдинова всегда играли по схожей формуле: есть суперактивное забивное первое звено — и остальные, что сохраняют, а не приумножают разницу в счете, добытую этим первым звеном. В Сочи эту роль должна была сыграть тройка Дацюка. И именно к ней, пожалуй, меньше всего претензий. Но с основной задачей — забивать — она не справилась. Реализуй Ковальчук и Дацюк хотя бы половину своих голевых моментов — и результат матча с финнами, и итоги Олимпиады были бы другими. Но звено-лидер не вытянуло всю команду, а остальные не смогли взять инициативу на себя.
Крайне неудачно сыграло и звено Малкина, которое рассматривалось скорее как второе из забивных, чем первое из обороняющихся. Взаимопонимания на площадке — ноль. Малкин и Овечкин раз за разом бросались в одиночку в атаку на всех соперников разом, но обыграть единолично всю пятерку почти невозможно. Вот вам и 2,5 шайбы за игру в среднем.
Хочешь не хочешь, а от сравнения сборной Билялетдинова и той, что была при Быкове, не уйти. При Вячеславе Аркадьевиче сборная играла в гораздо более открытый, а временами и безбашенный хоккей, что невероятно нравилось зрителям. Замена на Билялетдинова была сделана именно под Сочи, а выбор рулевого во многом обуславливался его осторожностью и надежностью. Мысль была примерно следующая: наши суперфорварды при любом тренере и в любых сочетаниях будут много забивать, а с Билом мы еще и оборону укрепим. Стала ли оборона сильнее? Совсем не факт, а вот нападающие вдруг перестали забивать. Такая вот незадача. При этом упрекать Билялетдинова в несыгранности команды не только можно, но и нужно. Но винить его в том, что сборная играла по его, а не быковской формуле — это уже слишком.