Скандал вокруг ФИФА вышел на мировоззренческий уровень.
Футбол в нем является лишь отправной точкой. Речь идет уже не о том, кто, сколько и у кого, не об обыденной коррупции в особо крупных размерах, а о самом принципе функционирования одной из крупнейших корпораций мира. Да что там корпорации — всего этого мира в целом.
Пока еще президент ФИФА Йозеф Блаттер не захотел тонуть в одиночку, он решил дорого продать свою репутацию. Блаттера не устраивает роль образцового злодея из комиксов, назначенного виновным без права переписки. Он сразу смазал карту будней. Его пытались выставить гигантским хапугой — мало того, главой шайки хапуг, которые присвоили мировой футбол и разменивают его на пятаки. Очень много пятаков. Картина складывались простая, понятная «зрительской массе». Однако реальное положение вещей даже отдаленно не напоминает глянцевый журнал с картинками. Блаттер говорит о том, что он был не позорным пятном на светлом фоне западной демократии, а одним из множества узлов этой системы, который исправно работал, как и прочие, по общим правилам, пока не произошел сбой, приведший к катастрофе.
Если верить загнанному в угол пожилому человеку, началось все в 2010 году в ходе выборов стран-хозяек чемпионата мира по футболу. Решение по этому вопросу принимает Исполком организации. Это по Уставу. По неписаным правилам сильные мира сего договариваются между собой в кулуарах, дипломатическим путем, а потом оформляют это решение голосованием. В принципе ничего ужасного. Именно так поступают, скажем, в крупных акционерных обществах и даже в самых уважаемых парламентах. Создают коалиции, лоббируют интересы и раздают министерские портфели, а потом с соблюдением процедуры и Устава принимают решения. Ровно так же, по словам президента ФИФА, поступили и распределяя чемпионаты мира 2018 и 2022 годов. Первый достался России, второй хотели отдать Соединенным Штатам Америки. Когда все было уже решено, глава УЕФА и член Исполкома ФИФА Мишель Платини соблюдать договоренности отказался, сославшись на то, что тогдашний президент Франции Николя Саркози потребовал от него продвигать не США, а Катар. Платини вышел из пула и увел с собой голоса, которые он контролировал. Случился скандал. Распечатав заветный конверт, Блаттер прочел там слово из пяти букв. Теперь-то все знают, что это слово «Катар», но в принципе можно было написать и КОНЕЦ, причем не только Блаттеру, но и ФИФА в его нынешнем виде. Если бы не финт Платини, старина Зепп остался бы президентом ФИФА и отдыхал бы на экзотических островах.
В российских либеральных СМИ эту ситуацию трактовали однозначно: «Блаттер слил Россию» и «Россия купила чемпионат мира». Они и раньше были в этом уверены, но теперь получили единственного и неповторимого свидетеля для всех времен и народов. Естественно, при этом за скобками остались просто невероятные вещи.
Если верить Блаттеру, то получается, что президент уважаемой европейской страны предписывает главе общественной организации принимать те или иные решения. Классический пример «телефонного права». Кстати, а единственный ли это случай, когда президент уважаемой западной державы добился нужных ему целей подобным образом, или он сделал для Платини особое исключение? Один разочек — и все? Я ничего не утверждаю, просто спрашиваю.
Оказалось, что часть членов исполкома не вольны использовать собственные голоса. Решения за них принимает некий уважаемый коллега, который по уставу обладает ровно такими же правами. Любопытно, как они дошли до жизни такой? Проиграли свой голос в карты или к ним наведывались братки с бритыми затылками, паяльниками и бейсбольными битами? Чем их сумели заинтересовать?
Выяснилось, что главные борцы за чистоту рядов, лидеры западного мира, как и все остальные, прибегали к отработанной, пусть и не совсем прозрачной схеме, чтобы получить чемпионат мира. До этого услугами «корпорации ФИФА» успешно воспользовались и Франция в 1998-м, и Германия в 2006-м, и Япония с Кореей в 2002-м; кстати, сравните со списком стран, которые ввели санкции против России. Почти полное совпадение.
Борьба с коррупцией в этом свете — не способ очищения общества от всякой дряни, а орудие мести, банальный раскаленный утюг родом из девяностых годов российской действительности. Не захотел парень по-хорошему — пришлось принять непопулярные меры. С Блаттера, Платини и прочих просто сняли иммунитет, включив механизм постепенного уничтожения — политического, финансового, а может, и уголовного.
Если бы это было не так, то аналогичные скандалы возникли бы и вокруг других спортивных корпораций — МОК или ФИДЕ, однако там процессы протекали относительно тихо, хотя разоблачений тоже хватало. Тем не менее не было раннеутренних арестов в отелях, экстрадиций, суровых швейцарских правоохранителей и неумолимой американской Фемиды, хотя система работала по той же схеме, чему есть примеры. Претендент на пост президента ФИДЕ, 13-й чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров пытался получить голоса, которые контролировал генеральный секретарь организации Игнасиус Леонг, предложив ему соблазнительные условия и деньги. За это Каспаров был отстранен от любой деятельности под эгидой ФИДЕ на два года, но уголовное дело против него не открыли. Вопрос пока рассматривается без театральщины в духе «агента ее величества».
У меня нет намерения выступать в известном стиле «сам дурак». Мне безразличен моральный облик «уважаемых партнеров», но один вывод предстает со всей очевидностью. Россия — не исключение из правил, не идущий по какому-то выдуманному особому нехоженому пути православный духовный отрок в лаптях. Даже болезни общества у нас одинаковые и проявляются в тех же декорациях. Возникший из телепередач конца 1980-х манящий образ сверкающей колбасно-джинсово-автомобильной лавки в мировом масштабе постепенно угасает. Оказалось, что вся эта манящая роскошь вполне совместима с «телефонным правом», коррупцией и нечестными выборами. Причем все это не отдельные исключения из правил, а давно отлаженная и работающая система. Никакого «цивилизованного мира» на самом деле не существует. Он точно такой же, как и прочие миры, просто более богатый и сильный, но принципы, на которых он строится, не гарантируют этого богатства, поэтому копировать их смысла нет.
В этом плане весьма показательны озвученные недавно меры по реформированию ФИФА. Помимо упразднения провинившегося исполкома, что естественно, в списке присутствуют еще несколько «действенных инструментов». Прежде всего это, конечно, так называемая сменяемость власти. Срок пребывания на посту президента собираются ограничить 12 годами, а возраст имярека — 74 годами. Зачем все это, если есть выборы, — загадка (разумеется, при условии, что они честные и прозрачные). Да, Блаттер правит 17 лет, что не так уж и много. Для сравнения, один из основателей ФИФА Жюль Римэ находился на посту 33 года. Если бы во имя «сменяемости власти» его попросили на выход спустя 12 лет, он едва успел бы воплотить в жизнь свою идею, а именно провести первый чемпионат мира по футболу. Никто и не думал выставлять за дверь сэра Алекса Фергюсона, который тренировал «Манчестер Юнайтед» 28 лет. Кстати, когда он ушел, те же игроки оскандалились под управлением другого специалиста. В качестве еще одной меры оздоровления предписывается установить квоту на присутствие женщин в руководящих органах. Я даже догадываюсь, какая категория лиц получит преференции следующей…
Можно сколь угодно долго иронизировать по этому поводу, говорить о тупике и растерянности не только в отношении футбольной империи, но при этом придется искать собственные ответы на глобальные вопросы. Маяк погас и осыпался.