За пределами Стамбула гораздо меньше памятников, которые принадлежат к поздним годам Османской империи. В Шафранболу находится пара красивых мечетей этого периода. Они были заказаны могущественными великими везирями. А в Конье есть особенная мечеть, которая была построена по заказу султана Абдул-Азиза (1861-76).
Только султан Абдул-ХамидIIоставил множество памятников, украсив страну целым рядом небольших мечетей и множеством часовых башен, этих символов нового мира, которым он правил. Одну из этих милых мечетей можно увидеть в Сёгюте, на прародине османов, в соседнем Биледжике также есть ее современница – часовая башня.
Азизийе Джамии, Конья
Отдаленная Конья, когда-то служившая домом Мевляне, еще долгое время владела умами султанов. Это демонстрирует внушительная Азизие Джамии, построенная в 1874 году по приказу султана Абдул-Азиза. От этой мечети до усыпальницы основоположника ордена крутящихся дервишей можно дойти пешком. И если двойные минареты с изящными балконами напоминают о Ближнем Востоке, то интерьер был бы вполне уместен и в Стамбуле.
Кёпрюлю Мехмед Паша Джамии/ Иззет Паша Джамии, Шафранболу
В первую очередь Шафранболу известен своими величественными домами османского периода, многие из которых были переделаны под роскошные отели. Часто незаслуженно забывают о двух прекрасных мечетях, которые относятся к позднему османскому периоду: Кепрюлю Мехмед Паша Джамии и Иззет Паша Джамии. Кёпрюлю Мехмед Паша Джамии, которая относится к 1661 году, была построена для великого веризя (1656-61), прозванного Мехмедом Жестоким,который происходил из одной из наиболее могущественных семей Стамбула. Он также заказал строительство комплекса одной из мечетей, украшающей Диван Йолу в Стамбуле, и к которой вы придете, если пойдете по направлению к району Чемберлиташ. По стилю эта мечеть представляет собой довольно стандартную, привлекательную мечеть, построенную в стиле, получившем распространение после того, как мечети Синана утратили свою популярность. То же самое можно сказать и о гораздо более поздней мечети Иззет Паша Джамии, построенной в 1796 году для другого могущественного великого везиря (1794-98), который также приказал отреставрировать византийский акведук в близлежащей Инджекая. Удивительно, но это одна из самых крупных мечетей, построенных во времена Османской империи.
Чакыроглу Конагы, Бирги
Во множестве городов западной Анатолии до сих пор сохраняется ряд османских домов, относящихся к 18 или 19 веку. Дома эти находятся на разных стадиях разрушения или реставрации, и сейчас в большинстве этих городов есть хотя бы один такой дом, открытый для посещения. Шафранболу стремится привлечь побольше туристов, однако на самом деле, лучшие из этих открытых для публики домов находятся в маленьком городке Бирги, до которого можно добраться, если ехать вглубь страны от Сельчука. Здесь есть действительно прекрасный дом с двумя флигелями, который напоминает развернутую к зрителю сцену. Его владельцем был Шериф Алиага, местный торговец и важная персона, одна из двух жен которого была родом из Стамбула. Нигде в Турции нет ничего подобного.
Исхак Паша Сарайи, Догубаязит
Справедливо ли будет отнести Исхак Паша Сарайи, который находится в далеком Догубаязите рядом с иранской границей, к османским памятникам? Возможно, нет, поскольку он был построен для курдского вождя Чолака Абди Паши и закончен его сыном Исхаком в 1784 году. Однако он служит напоминанием о том, что в конце 18 века части Османской империи были изолированы от того, что происходило в столице, расположенной в нескольких неделях пути. С точки зрения архитектуры, это великолепная эклектика и смесь элементов сельджукской, османской и армянской традиций, которая в отдельных местах перекликается с декоративным стилем Мардина. Недавняя реставрация (перестройка) не всем придется по вкусу, но она позволяет представить себе, на что это здание было похоже во времена своего расцвета.
Стамбульский Музей археологии
Неподалеку от дворца Топкапы распложен стамбульский Музей археологии. Часть его занимает здание, которое является образцом одной из наиболее сильных архитектурных тенденций, имевших место в Турции в конце 19 века. Это здание было заказано художником, археологом и основателем музея Османом Хамди Беем левантийскому архитектору Александру Валлаури в 1891 году. Валлаури предпочел традициям Востока неоклассицизм, перекликающийся с римскими саркофагами, которые можно увидеть в музее.