Турция остается одним из самых любимых россиянами мест отдыха. «МК» побеседовал с министром туризма и культуры этой страны, Эртугрулом Гюнаем, и выяснил, как местные власти намерены совершенствовать туристические услуги, каким образом меняются запросы самих путешественников и, наконец, что думают турки о России.
— По некоторым данным доход от туризма в вашей стране за прошлый год составил 25 млрд. долларов, это порядка 30 млн. туристов, 3,47 млн из них из России... Сейчас Турция в большей степени известна своим песком, солнцем и морем, но у нее есть еще не использованные архитектурный, исторический, археологический и другие потенциалы. Как будет развиваться туризм в ближайшее время? Какие новые направления откроются?
— 25 лет назад Турция возвела туризм в ранг важного направления своей политики и с тех пор всячески старалась развивать туристическую инфраструктуру. Разрабатывались различные проекты, вкладывались инвестиции в гостиничный бизнес, в хорошем состоянии поддерживались достопримечательности, и сегодня Турция занимает 6 место по количеству приезжающих туристов и
Туристы всегда в первую очередь ищут возможность провести отпуск в жарком месте, у моря, на пляже, на песке, но помимо этого для них со временем становится важна вкусная кухня, их начинает интересовать искусство, архитектура, археология, музеи. Мы стараемся диверсифицировать нашу туристическую отрасль, осуществляем инвестиции в различные виды туризма: термальный туризм, зимний, деловой туризм, туризм по историческим местам, городской туризм. Мы пытаемся привлечь гостей, знакомя их с новыми интересными программами. Обычно туристы, приезжающие с севера Европы и жаждущие солнечного тепла, отправляются в первую очередь на море. Но когда они приезжают уже в третий или четвёртый раз, они начинают интересоваться местными достопримечательностями, архитектурой. Путешественники из США, Индии, Китая, Японии отдают предпочтение не морю, а экскурсиям по историческим местам. В последние годы мы стараемся больше работать в этом направлении и заинтересовывать этим видом туризма наших гостей.
— Сказывается ли на стране в туристическом плане близость к Сирии? Снизился ли поток гостей за время сирийских беспорядков?
Мы стараемся предпринимать необходимые меры безопасности для всех наших туристов и очень не хотим, чтобы у наших гостей, будь они из Германии, из России или из США, возникали какие-нибудь проблемы со здоровьем.
Ситуация в Сирии не привела к серьёзному ущербу в прошлом году. Сирия — наш ближайший сосед. 500 тысяч человек ездят в Турцию из Сирии, из Турции в Сирию. Но если ситуация и далее будет такой напряжённой, могут возникнуть трудности, мы можем понести убытки. Нам бы хотелось, чтобы Сирия обрела надёжное с точки зрения соблюдения прав человека, мирно настроенное, существующее в гармонии со своим народом руководство, и все проблемы для Турции и для всего региона ушли бы в прошлое.
— Можете описать нынешнего российского туриста, приезжающего в Турцию? Как он изменился за последние несколько лет?
— Нам нравятся приезжающие к нам российские туристы. Их число с каждым годом растёт, и мы делаем всё, чтобы оно увеличивалось и дальше. Мы участвуем во всех туристических выставках, которые проводятся в России. Я, например, в этом году ездил в вашу страну на выставку, посвящённую внутреннему туризму.
Русский народ имеет очень богатую историю. Это народ, взрастивший Достоевского, Пушкина, Толстого, Чайковского... Турция — страна, способная обратиться к этим историческим и культурным корням. Туристы и отдыхают, и развлекаются, и посещают исторические места. К примеру, у нас есть несколько мест, которые могут заинтересовать тех, кто увлекается религиозным туризмом: в Трабзоне это монастырь Сумела, в Демре в Анатолии это церковь Святого Николая. В этих места приезжает много гостей из России. Российские туристы — ближайшие наши соседи и ценные гости, и мы предпринимаем все возможные усилия, чтобы их число выросло до 10 миллионов в год. Как вы знаете, с отменой виз это число начало расти. Надеюсь, наши отношения в области туризма будут развиваться и дальше.
— Насколько Россия интересна для турок? Какие регионы нашей страны, кроме столиц, могут вызвать интерес?
— Прежде всего надо заметить, что Турция только узнаёт для себя Россию. У нас были напряжённые отношения в связи с Холодной войной. Поэтому старшие поколения немного знают о России. Но молодое поколение, молодые бизнесмены приезжают в вашу страну. Раньше нам была известна только Москва. Она воспринималась в годы Холодной войны как место, которое находится под строгим надзором полиции. Теперь люди узнают, как прекрасен Санкт-Петербург, начинают понимать, как важен Сочи с точки зрения туризма.
Если Россия будет проводить в Турции больше выставок, музыкальных и киномероприятий, то есть будет больше рассказывать о себе, я уверен, что число турецких туристов, желающих посетить вашу страну, увеличится, ведь Россия - очень колоритная, живая, красивая страна для иностранцев.
— Многие россияне жалуются на снижения уровня сервиса. Могу предположить, что это связано с увеличением туристических потоков. Собираетесь ли вы как-то менять ситуацию? Предпринимаются ли какие-то шаги?
— Я вот уже много лет по разным поводам езжу в Россию, участвую в выставках, встречаюсь с российскими туроператорами и представителями туристических агентств. По сравнению с предыдущими годами число жалоб заметно сократилось. Конечно, они никогда не исчезнут, ведь к нам приезжает 30 миллионов человек, и естественно, что при таком количестве народа какие-нибудь недовольства всегда будут возникать. Но мы любую проблему пристально изучаем. Иногда происходят аварии, порой случаются отравления. Но мы никогда не остаёмся безучастными к подобным происшествиям, всегда во всём разбираемся. И предпринимаем всё возможное, чтобы подобное больше не повторялось. Но, конечно, если наши гости будут более внимательны, не будут садиться на сомнительный транспорт, не будут есть в случайных местах, это предотвратит нежелательные сюрпризы во время отдыха.
— На территории Турции есть памятники, относящиеся к христианской культуре. Предпринимаются ли меря по их восстановлению, охране?
— Сегодня мы проводим реконструкцию многих церквей, мечетей, монастырей, для нас не важно, о какой религии идёт речь. В то же время идут реставрационные работы во многих античных театрах и городах. Реставрация проводится в монастыре Сумела в Трабзоне. Большая часть работ уже сделана в церкви Акдамар в Ване. Продолжается реставрация в церкви Святого Николая в Анталии, церкви Святого Павла в Тарсусе, в церквях, что располагаются в скалах в Каппадокии. В каждом уголке Турции можно увидеть произведения культуры, и мы, понимая, что они были подарены нам самой историей, стараемся заботиться о них лучшим образом.
— Сейчас Турция ведет переговоры по вступлению в ЕС. Как вы оцениваете шансы страны по включению в это сообщество? И еще — на ваш взгляд современная Турция принадлежит больше к европейской цивилизации или к азиатской?
— На протяжении многих веков мы поддерживали самые тесные отношения с Европой. Мы пришли на европейский континент после