Знаменитому султанскому дворцу Топкапы в Стамбуле грозит разрушение.
Таков невеселый вывод, к которому пришел известный турецкий историк и бывший директор музея Топкапы Ильбер Ортайлы. Газета "Хюрриет" опубликовала интервью с ним после недавнего трагического происшествия в прилегающем к дворцу парке Гюльхане, когда обрушение каменной стены, которая удерживала обрывистый склон холма, привело к гибели двух людей. Это были посетители чайного павильона, приютившегося в парке у вершины поддерживающей стены.
По мнению ученого, не только такого рода каменные постройки, но и весь историко-культурный комплекс Топкапы нуждается в экстренных реставрационных и укрепительных работах, иначе не избежать новых бед. Нынешний музей возник в пределах Топкапы - главного султанского дворца Османской империи до середины XIX века. Первоначально на этом месте, где до завоевания турками Константинополя располагался дворец византийских императоров, был построен султанский гарем, или сераль, а затем знаменитый султан Мехмед II Завоеватель в конце XV века повелел возвести там и свою новую резиденцию.
Ортайлы, которого по праву можно считать одним из лучших специалистов по этому историческому уголку, говорит, что Гюльхане - ныне городской парк - когда-то был частным садом султанов-обитателей Топкапы. Сад "окружен и защищен так называемой императорской стеной", - рассказывает Ортайлы. Она должна удерживать от обрушения огромную массу земли, но не обладает достаточной толщиной и прочностью. По словам ученого, за стеной не ведется должного ухода: "Восстановительные работы проводятся лишь местами. Обрушение стены обнажило всю глубину проблемы".
Бывший директор музея считает, что следует немедленно провести работы по укреплению построек дворца. "Нижние помещения дворца надо обязательно закрыть от посещения туристов, оградить и отреставрировать, - отмечает он. - Надо заняться и парком (Гюльхане). Строительный материал, использованный для возведения удерживающей стены, во времена султанов никто бы не применил для таких целей. В эпоху Османской империи таких нелепых и неосновательных построек не делали".
Ученый также полагает, что историко-культурному комплексу вредит и уличное движение в окружающем районе Сарайбурну. "Все расположенные поблизости объекты инфраструктуры представляют собой угрозу для дворца, - уверен Ортайлы. - Их надо все убрать за исключением исторического здания железнодорожного вокзала Сиркеджи. Автомобильное и железнодорожное сообщение там тоже надо отменить".
Большую опасность для Топкапы, по версии ученого, таит в себе и туннель Мармарай, по которому на метро можно попасть из европейской части Стамбула в азиатскую под проливом Босфор. "Прокладка туннеля Мармарай стала крупной ошибкой, - считает он. - Ведь он проходит неглубоко от поверхности как раз недалеко от дворца. Так же, как и уродливый мост через Золотой Рог, это провал турецких инженеров".