Бюджетные авиаперевозчики дружественных стран один за другим отменяют полеты в Россию: сначала национальная авиакомпания Египта, с 5 марта Азербайджана, с 10 марта Казахстана.
А с утра 11 марта заволновались россияне, имеющие на руках билеты турецких авиаперевозчиков, узнав, что авиасообщение с Россией прекращает не только популярный лоукостер, но и национальные турецкие авиалинии прекращают обслуживание россиян, направляющихся с территории Турции в третьи страны.
Что из этого правда и стоит ли паниковать, мы выяснили в МК с помощью российских и турецких экспертов.
В ночь на 11 марта в Рунете появилась рассылка, из которой следовало, что турецкий лоукостер, служащий главной альтернативой приостановленным российским бортам, с 13 марта перестает летать в РФ. В официальном сообщении авиаперевозчика говорится, что это только до 27 марта, однако на его сайте рейсы из Турции в Россию и обратно аннулированы вплоть до мая.
Одновременно Сеть облетел слух, что главная национальная авиакомпания Турции с 10 марта отказывается обслуживать российских граждан, желающих улететь из Турции в третьи страны. Россияне, планировавшие отдых в Турции или путешествие через нее, стали звонить и писать как в саму авиакомпанию, так и туроператорам, работающим с турецкими партнерами.
Первым оправдался флагман турецких пассажирских авиаперевозок: представители национальных турецких авиалиний разъяснили, что с 10 марта продажа билетов россиянам из Турции в другие страны и впрямь будет приостановлена – но не совсем, а лишь с некоторыми ограничениями.
Так, билеты из РФ в Турцию и обратно, равно как и билеты с начальным или конечным пунктом в РФ (к примеру, Москва-Стамбул-Нью-Йорк или Париж-Стамбул-Москва) продаются в прежнем порядке. Но вот билет без российского сегмента (как, скажем, Стамбул-Канкун или Анкара-Лондон) россиянин больше не получит – правда, только в выдаче ведущих агрегаторов Рунета.
Однако, находясь за рубежом, а также на некоторых платформах и у ряда агентов, гражданин РФ по-прежнему может приобрести билет из любой турецкой авиагавани в любой пункт назначения. В качестве причины таких ограничений турецкая авиакомпания указывает отключение РФ от глобальной платежной системы.
- Находясь в России, онлайн можно купить только единый билет с обязательным российским сегментом, - разъясняют в столичной турфирме. - Москва - турецкий аэропорт - следующий пункт. Оплатить их можно российской картой. Полагаем, что ограничения пассажиропотока не выгодны самому перевозчику, поэтому он их снимет, как только придумает, как получать платежи.
В офисе национальной турецкой авиакомпании подтверждают, что ограничения временные и просят следить за обновлениями на своем сайте.
А вот с популярным турецким лоукостером, объявившим о прекращении полетов в РФ с 13 марта, дело хуже. До вчерашнего дня он летал в Стамбул и на турецкую ривьеру не только из Москвы, но и из Питера, Минвод, Краснодара, Махачкалы и Грозного, вполне заменяя отсутствующие отечественные борта. А вот его самого заменить практически нечем. Обладатели билетов на период, уже объявленный «мертвым коридором», заподозрили неладное еще 8 марта, когда из расписания перевозчика вдруг испарились все рейсы в РФ и обратно, начиная с 10 марта. Однако до тех пор никаких уведомлений об отмене никому из пассажиров не поступало.
- Но мы, конечно, узнали друг от друга, что полеты в РФ и обратно исчезли из системы бронирования, стали писать, звонить, - делятся владельцы билетов на отмененный период с 13 по 27 марта. - Сначала нам ничего не сообщали, говорили только следить за рассылкой на почте. А вчера поздно вечером упала рассылка о «приостановлении». Деньги обещают вернуть полностью. Перенос даты тоже якобы возможен, но на неопределенный срок.
Судя по этому, 27-го полеты не возобновятся.
В отечественной туротрасли сообщают, что официально озвученная лоукостером причина - санкции ЕС на страхование бортов, выполняющих полеты в воздушном пространстве РФ. Этим же поводом пояснили прекращение авиасообщения с РФ национальные авиакомпании Египта (с 4 марта), Азербайджана (с 5 марта) и Казахстана (с 10 марта).
- Судя по всему, у этих стран авиапарк тоже в лизинге от европейского собственника, - предполагают российские эксперты. - Подобного можно ждать от любого, даже очень дружественного перевозчика, если он арендует лайнеры из ЕС или Британии.
Турецкие же эксперты полагают, что россиянам следует морально приготовиться к тому, что туризм для них уже никогда не будет прежним - даже если вызвавшие осложнения события закончатся в самое ближайшее время.
Более других пострадают те, кто привык передвигаться по миру, планируя маршрут и досуг самостоятельно. Туризм из РФ почти полностью перейдет в формат «все включено» с минимальным выходом за территорию отелей и локализуется в определенных точках на карте мира. А иначе и быть не может, ведь отключенные от платежных систем россияне уже не смогут самостоятельно через Сеть купить билеты за границу, забронировать отель или арендовать автомобиль в случае, если не разовьются альтернативы заблокированным платежным системам.
Перемещаться российский турист сможет только с помощью авиаперевозчиков нейтральных стран с не европейским авиапарком, что означает ограниченное количество перевозок. Находящемуся за рубежом россиянину негде будет взять наличные, в связи с чем, по мнению турецкой туротрасли, индивидуальный отдых станет невозможным.
Турецкие эксперты полагают, что ушедшие из России глобальные платежные системы в нее не вернутся, даже если с Западом наступит перемирие, так как к этому моменту наверняка «подсуетится» Китай, предоставив россиянам свою систему. А туристы из России, естественно, устремятся туда, где действуют их банковские карты. Сегодня это страны, где обслуживаются российские карты, а в условном завтра - страны, принимающие платежи по китайской системе.
Отечественные турэксперты с турецким мнением по большому счету солидарны, оговариваясь, что у нас сейчас «первым делом самолеты».
- Понять бы, на чем вообще туристов возить, - вздыхают в столичной турфирме. - Наметки есть, но нужно время.
Но желающим отдохнуть в самое ближайшее время родная туротрасль советует не загадывать, а обратить взоры на места, куда и самолеты без проблем летают, и российская платежная система действует. А всем этим пунктам на сегодня соответствует только сама РФ и часть постсоветского пространства, из которого по «самолетной» причине на днях выбыли Азербайджан и Казахстан. Зато безмятежный отдых нам все еще готовы предоставить Абхазия, Южная Осетия, Армения, Беларусь и Узбекистан.