Спускаемый аппарат космического корабля «Союз ТМА-11М» с российским космонавтом Михаилом Тюриным, американским астронавтом Риком Мастраккио и японским астронавтом Коити Вакатой в среду успешно приземлился в Казахстане. До прибытия на МКС 28 мая следующего экипажа полет на станции продолжают российские космонавты Александр Скворцов, Олег Артемьев и американец Стивен Свонсон. А накануне с резкими заявлениями о возможном свертывании сотрудничества с США в области освоения космоса выступил вице-премьер Дмитрий Рогозин. «МК» с помощью экспертов попытался понять, чем это грозит обеим странам.
Дмитрий Рогозин заявил, что Россия не намерена продлевать эксплуатацию Международной космической станции после 2020 года, как предлагают США, поскольку планирует направить ресурсы на другие, более перспективные космические проекты, чем МКС. При этом, сказал Рогозин, российский сегмент МКС может существовать самостоятельно от американского, но американский от нашего — нет. Так что зависимость между Россией и США по проекту МКС взаимная, США даже в большей степени, поскольку они не имеют собственных средств доставки астронавтов на орбиту.
С его точкой зрения согласен и ряд экспертов. Причем вне какой-либо связи с санкциями. Они отмечают, что в последнее время интерес к МКС падает.
«Сколько можно повторять одни и те же эксперименты в течение многих лет? — задается вопросом главный редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Маринин. — Нам станция не очень нужна, потому что мы уже освоили и годовые полеты, и полуторагодовые полеты, у нас уже все было. Американцы и европейцы идут по нашему пути, проводят эксперименты, которые мы проводили еще на «Салютах», на «Мире». Глобальных открытий на МКС уже не сделать. Нужно прекращать эксплуатацию огромной и дорогой МКС к 2020 году и бросать все силы и средства на освоение Луны с первой посадкой на спутник Земли в 2030 году».
Объявленные вице-премьером Дмитрием Рогозиным возможные запреты в отношении проектов с участием США коснулись и ракетных двигателей российского производства.
В период с 1997 по 2007 гг. российские предприятия экспортировали в США более 40 двигателей. А в 2013–2018 гг. должны были отправлять по 4–6 штук в год. Эксперты оценивают стоимость РД-180 в 11–15 млн долларов. Америка эти ракетные двигатели использует для запуска аппаратов самого разного назначения, в том числе военных и разведывательных.
В связи с этим Дмитрий Рогозин, а затем и глава Роскосмоса Олег Остапенко отметили, что Россия готова и далее производить и поставлять эти двигатели в США при условии, чтоб они не будут использоваться в интересах военных запусков. И Вашингтон должен представить Москве подобные гарантии.
Как считают эксперты «МК», «подобная мера — серьезный удар по уязвимым местам США, учитывая американскую зависимость от российских космических технологий. Ясно, что сделано это на фоне западных санкций, часть которых направлена лично против Рогозина, курирующего российский военно-промышленный комплекс».
Интересно, что 30 апреля суд США уже запрещал Пентагону (точнее, United Launch Alliance — совместному предприятию компаний Lockheed Martin и Boeing) работать с НПО «Энергомаш», сославшись на введенные против России санкции. Поводом для рассмотрения стал иск компании Space Exploration Technologies (SpaceX) миллиардера Элона Маска, который сам рассчитывает заполучить миллиардные оборонные заказы.
Однако 8 мая по просьбе Пентагона этот запрет был снят. Американские чиновники пришли к выводу, что закупки двигателей РД-180 для американских ракет-носителей «Атлас-5» не противоречат введенным санкциям, пояснив это тем, что «Энергомаш» не причислен к списку предприятий, контролируемых Рогозиным.
И вот теперь, после возможного запрета поставок двигателей уже с российской стороны, в США заявляют, что поставленных ранее российских двигателей у них хватит на два года запланированных запусков. Следующая партия двигателей, импортируемая совместным предприятием НПО «Энергомаш» и United Technologies Corporation, должна была прибыть в ноябре. Но беспокойство по поводу поставок, считают наши эксперты, вынудит американцев начать поиск альтернатив внутри страны. И скорее всего они будут найдены.
Пока же, несмотря на все происходящее, следующий запуск с использованием российского двигателя в США намечен на 22 мая. А Госдеп США в лице своего представителя Джен Псаки поспешил заявить, что рассчитывает на продолжение российско-американского сотрудничества в космической сфере.
Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group: «Крики о том, что теперь GPS не будет работать для обычных людей, не имеют под собой оснований»
Наземные станции нужны для того, чтобы обеспечивать наибольшую точность — например, в десятки сантиметров. Это нужно при научных исследованиях, в геофизике, военных целях. Но при гражданской навигации и использовании GPS это не нужно. Напомню, что первоначально система GPS имела огрубление координат, введенное американскими военными. И тогда при ошибке в 3–10 метров (реально она была в 1–3 метра) все навигационные программы работали без проблем. При навигации они понимали, что если координаты выдавались вне дороги, то нужно было сместиться к дороге. То есть трюки позволяли привязаться к местности очень точно. Конечно, было бы сложно закопать клад и откопать его, но часто ли вы это делаете? Запрет наземных станций в России не даст загрубления координат, они останутся такими же. Пострадают только те, кто использует GPS профессионально, — геофизики, геодезисты и т.д., американские военные…
Отказ от наземных станций США — это правильный ход с точки зрения национальной безопасности. В частности, США размещение станций ГЛОНАСС у себя не разрешают и вряд ли разрешат. Другой момент — в Ульяновске, где сделан перевалочный пункт самолетов НАТО, также установлена подобная наземная станция, без каких-либо разрешений со стороны России. Это стандартный пакет оборудования для таких натовских комплексов и баз. Не могу ручаться, что для России сделали исключение, вряд ли кто-то думал об этом в момент, когда давали разрешение на этот перевалочный пункт.
Есть пример стран, где GPS не работает, — например, это Иран. Там ограничивается работа GPS со стороны США. То же может произойти и в России — тогда и только тогда ваши устройства перестанут определять координаты. И то не все. Все смартфоны, планшеты и навигаторы, имеющие поддержку ГЛОНАСС, вам будут выдавать координаты. Из минусов — недостаточно большое количество таких устройств: это все новые iPhone, iPad, Samsung Galaxy — все, что работает на чипсетах Qualcomm. Большинство китайских устройств с ГЛОНАСС не дружит либо работает плохо. Но убедиться в этом можно только практическим способом: мы никогда не жили в условиях отсутствия GPS. Предполагать, что США отключат GPS, пока нельзя. Если бы нам сделали такой «подарок», то мы бы в очень короткие сроки улучшили ГЛОНАСС. Для этого есть все предпосылки.
Но в сухом остатке про эту историю — отключение наземных станций GPS в России — это правильный и давно назревший шаг. Это наше право контролировать точки на карте родины и не облегчать работу для американских военных. То, что пострадает часть ученых внутри России, не критично: перед вопросом национальной безопасности это маленькая потеря.