Растиражированные на весь мир беспилотники "Байрактар-ТБ2" (Bayraktar TB-2) турецкого производства, несмотря на их не столь эффективное выступление в конфликте на Украине, вдохновили оборонные предприятия республики на свершения в области наземных необитаемых аппаратов (ННА).
По информации еженедельника "Дифенс Ньюс" (Defense News), сразу несколько национальных компаний трудятся сейчас над различными вариантами сухопутных роботов в надежде на то, после апробации в боевых условиях они станут привлекательными на международном рынке.
"Это практически безграничный рынок, учитывая технологические возможности Турции по разработке и производству [безэкипажных] систем и растущую потребность военных в таких системах, в особенности на Ближнем Востоке, Кавказе, в Африке и Азии", - заявил в беседе с еженедельником неназванный представитель администрации президента Турции, в компетенции которого входит работа с национальными оборонными предприятиями.
Компания "Катмерджилер" (Katmerciler), специализирующаяся на выпуске бронеавтомобилей, - одна из таких частных турецких компаний, которые стремятся занять свою нишу на рынке необитаемых сухопутных систем. В партнерстве с фирмой "Асельсан" (Aselsan), одним из крупнейших турецких поставщиков военной электроники, "Катмерджилер" 3 января этого года получила правительственный контракт на разработку и производство гусеничного ННА среднего класса "Тунга" (Tunga).
Аппарат оснащен гибридной силовой установкой и может непрерывно функционировать в течение 6 часов за счет стандартного двигателя внутреннего сгорания и еще до 1,5 часа - на электрических аккумуляторах. Многоцелевой наземный робот может нести вооружения и боеприпасы, а его конструкция обеспечивает высокие маневренные качества в городских условиях.
"Это будет первый аппарат такого рода, который поступит на вооружение турецких вооруженных сил, - сказал в беседе с журналистами в августе глава отдела научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности "Катмерджилер" Фахретдин Акпак. - В дополнение к этому мы также оцениваем его экспортный потенциал".
Другая частная оборонная фирма Турции - производитель бронетехники "Отокар" (Otokar) - разработала первый в стране тяжелый боевой ННА с пониженной малозаметностью "Альпар" (Alpar), способный нести до 15 тонн полезной нагрузки. В компании заявляют, что такой аппарат создан с целью минимизировать потери среди личного состава и сократить число военных, непосредственно участвующих в активных боевых действиях.
"Альпар" управляется дистанционно. Внутри него также есть отсек для транспортировки наземных дронов небольшого размера. В перечень его основных задач входят разведка, огневая поддержка, снабжение войск и борьба с вражескими танками.
Этот ННА также имеет гибридную силовую установку. По заявлению "Отокар", запас его хода только на электрическом двигателе может достигать 50 км, а в гибридном режиме он способен преодолевать расстояние до 500 км.
"Наземные необитаемые аппараты получили особую популярность в таких странах, как Турция, имеющих дело с асимметричными военными угрозами. Такие машины будут в больших количествах применяться в рамках сетецентрического метода ведения боевых действий", - заявил "Дифенс Ньюс" турецкий независимый эксперт в области оборонной промышленности Канер Курт.
В действительности, по утверждению издания, турецкие военные стратеги заинтересованы в возможности задействовать и управлять комплексными роями, состоящими из различных типов беспилотных систем. В августе государственная компания "Хавельсан" (Havelsan) объявила о проведении успешного испытания в этой области, в рамках которого было продемонстрировано взаимодействие двух беспилотных летательных аппаратов (БЛА) "Баха" (Baha), двух ННА "Баркан" (Barkan) и роя из пяти других дронов неназванной модели.
"В 2020 году этап проектных изысканий в рамках работы над наземным необитаемым аппаратом "Баркан" был завершен. В конце года были осуществлены первое включение питания и первый запуск системы. В том же году начались первые проектно-конструкторские работы по низковысотному беспилотнику "Баха", а спустя пять месяцев состоялся его первый испытательный полет", - заявил "Дифенс Ньюс" представитель "Хавельсан".
Генеральный директор компании Мехмет Акиф Наджар отметил, что испытание также продемонстрировало, "как БЛА могут выполнять разведку, сопровождать цели и передавать соответствующие данные целеуказания ННА для совершения ими дальнейшей атаки".
По данным "Дифенс Ньюс", "Хавельсан" уже поставила ННА "Баркан" турецкой армии. Аналогичный план существует и в отношении беспилотников "Баха", однако в какие сроки могут состояться такие поставки, пока неизвестно.
"Идея в том, чтобы экспортировать воздушные и наземные аппараты, способные действовать в едином контуре", - указал также Наджар, отметив, что интерес к БЛА "Баха", к примеру, проявила одна из стран Центральной Азии. По его словам, в случае заключения сделки это будет уже второй экспортный контракт на поставку таких беспилотников. С какой страной был заключен первый, глава "Хавельсан" не сообщил.
В целом, по замечанию Наджара, интерес к беспилотникам "Баха" и наземным боевым роботам "Капган" (Kapgan) наблюдается на ближневосточном, африканском и центральноазиатском рынках. Он добавил, что по просьбе нескольких потенциальных заказчиков компания сейчас работает над интеграцией в эти платформы различных типов полезной нагрузки.
"Капган" - ННА, способный развивать скорость более 25 км/ч. Аппарат может работать 6 часов, в автономном режиме осуществляя патрулирование, и вооружен 30-мм автоматической пушкой.
"Могла бы турецкая оборонная промышленность повторить историю успеха с воздушными беспилотными системами в секторе ННА? Я думаю, ответом будет осторожное "да", - прокомментировал еженедельнику анонимный эксперт по безэкипажной технике из Анкары. - Самым важным моментом в данном случае будет то, смогут ли национальные предприятия сделать свои наземные системы такими же эффективными с точки зрения затрат, какими получились их БЛА. Этого мы пока не знаем. Но то, что мы моем видеть на начальном этапе, весьма многообещающе".