Катар стал первым экспортным заказчиком турецкого ННА "Улак"

Министерство внутренних дел (МВД) Катара разместило заказ на турецкий надводный необитаемый аппарат "Улак" (Ulaq) совместного производства компаний "Метексан" (Meteksan) и "Арес Шипъярд" (ARES Shipyard).

Соответствующее соглашение, как сообщила "Метексан" в своем пресс-релизе от 30 октября, было заключено на выставке "Милиполь Катар - 2024" (Milipol Qatar 2024).

Документ, подписанный МВД страны с "Арес Шипъярд", предполагает поставку катарскому ведомству одного ННА "Улак-11" в варианте для обеспечения безопасности портовой инфраструктуры и охраны объектов. Как указала турецкая сторона, для нее это первый контракт на поставку безэкипажных судов другому государству.

Как указали в информационно-аналитической группе "Джейнс" (Janes), производством этих ННА занимается совместное предприятие "Метексан" и "Арес" - "Улак Глоубал" (Ulaq Global). Там заявили, что аппарат "Улак-11", приобретаемый Катаром, будет передан в распоряжение Береговой охраны эмирата. Его оснастят не только оборудованием для разведки, наблюдения и сбора информации, но и дистанционно управляемым боевым модулем с 12,7-мм пулеметом.

В заявлении катарского МВД, опубликованного в день, когда была анонсирована сделка, также отмечалось, что стоимость контракта, заключенного с "Арес Шипъярд", составляет 21,3 млн риалов (5,85 млн долларов). Кроме того, ведомство опубликовало видео испытаний опытного образца "Улака". Они проходили в Турции и, как считают в "Джейнс", в водах близ базы Береговой охраны Катара к северу от Дохи.

Представители "Арес" в беседе с экспертами группы уточнили, что строительство ННА в интересах катарской службы займет 12 месяцев. "Мы проведем испытания и [по их итогам] предложим [внести в аппарат] необходимые изменения, прежде чем примем его окончательно, - сказал в беседе с "Джейнс" генерал-майор МВД страны Сауд Рашид аль-Шафи. - Если мы сочтем его эффективным, то рассмотрим вариант закупки дополнительных единиц".

Руководитель сектора необитаемых судов "Арес Шипъярд" Онур Йыльдырым также выразил надежду на то, что компании удастся заполучить от Катара больше заказов на ННА "Улак". В частности, по его словам, фирма ожидает, что эти аппараты окажутся востребованными у Военно-морских сил эмирата.

На сегодняшний момент "Улак" существует как минимум в четырех разновидностях. Помимо той, которой заинтересовалась Доха, также существуют противолодочный, противокорабельный варианты и версия для радиоэлектронной борьбы.

Ранее в числе потенциальных экспортных заказчиков своего ННА "Арес Шипъярд" также называла Оман, страны Африки и Южной Америки. Дальность плавания аппарата составляет 216 морских миль (400 км), а скорость хода - 35 узлов (65 км/ч).

В середине прошлого года партнеры представили также вариант аппарата под названием "Улак Кама" (Ulaq Kama). Было заявлено, что его корпус, выполненный из композиционных материалов, имеет длину 6,3 метра и ширину 1,2 метра. Водоизмещение этого ННА составляет 1,3 тонны, осадка - 0,3 метра, масса полезной нагрузки - 200 кг.

Силовая установка "Улак Кама", как отмечали в "Арес", состоит из дизельных двигателей и водометных движителей, максимальная скорость аппарата превышает 50 узлов (92 км/ч), крейсерская составляет 20 узлов (37 км/ч). При максимальной скорости ННА имеет автономность 4 часа.

Противокорабельный вариант ННА оснащен средствами дневного и ночного видения, а также системой зашифрованной связи, оборудованием для разведки и наблюдения, ведения боя с надводными кораблями противника и асимметричной войны, а также сопровождения и защиты стратегически важных объектов. Помимо этого, в противокорабельной конфигурации "Улак" оснащается установками для пуска ракет с лазерным наведением "Джирит" (Cirit) и L-UMTAS производства "Рокетсан" (Roketsan).