Планы турецкой TAI на 10 лет включают выпуск до 1450 летательных аппаратов

Десятилетний план работы турецкого национального авиастроителя "Тёркиш Аэроспейс Индастриз" (Turkish Aerospace Industries, TAI) включает выпуск в общей сложности 1450 самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов (БЛА).

Об этом в ходе пресс-брифинга, который прошел 24 мая на предприятии TAI в Кахраманказане (ил Анкара), сообщил генеральный директор компании Мехмет Демироглу.

Представленная им дорожная карта развития TAI на период до 2034 года включала, в частности, планы по производству 500 истребителей "Каан" (Kaan), а также учебно-тренировочных самолетов (УТС) "Хюрджет" (Hurjet) и "Хюркуш" (Hurkuş).

"Если посмотреть на то, что нас ожидает впереди, до 2034 года, то мы увидим выпуск около 500 "Каанов", "Хюрджетов" и "Хюркушей", - сказал Демироглу, чьи слова привела газета "Тюркие Тудэй" (Turkiye Today). - Мы планируем произвести свыше 350 [вертолетов] "Гёкбей" (T625 Gokbey), "Атак" (T129 ATAK), "Атак-2" (T929 ATAK 2) и схожих летательных аппаратов, мы ожидаем [выпуска] около 600 [БЛА] "Анка-3" (Anka III), <…> "Анка-1", "Аксунгур" (Aksungur) и подобных платформ".

При этом четкого графика принятия "Анки-3" на вооружение, по его словам, пока нет, хотя первые поставки таких беспилотников и намечены на конец 2026-го - начало 2027 года. "Но поставим ли мы пять, или десять [аппаратов], зависит полностью от того соглашения, которого мы достигнем с заказчиком, - уточнил глава TAI. - Но могу сказать, что с 2027 года мы сможем увидеть эти летательные аппараты на вооружении".

Говоря о других изделиях, разработанных и производимых компанией, гендиректор сообщил, что первые десять из 55 заказанных на сегодня УТС "Хюркуш" будут переданы заказчику в этом году. "Мы построили 15 "Хюркушей". Пять из них уже применяются по назначению. Семь из них в течение этого года мы планируем поставить запросившим их странам", - отметил он, не упомянув, каким именно.

Коснулся Демироглу и графика поставки "Хюрджетов", причем не только в интересах Анкары. "Первая поставка турецким Военно-воздушным силам (ВВС) состоится в начале 2027 года, - заявил глава TAI. - Для испанских цель в настоящий момент - 2028 год". Он заметил, что от командования ВВС компания получила заказ на 16 УТС "Хюрджет", а в дни международной выставки FEINDEF 2025 в Мадриде TAI и ряд испанских фирм во главе с "Эрбас Дифенс энд Спейс" (Airbus Defence and Space) заключили соглашение, которое предусматривает сотрудничество предприятий двух стран по этим самолетам.

Со слов Демироглу, в общей сложности в текущем году турецкая фирма планирует подписать с турецкими и испанскими ВВС контракт на более чем 100 УТС. "И мы надеемся, что двери в Испанию откроют для нас и двери в НАТО. Мы делаем все, что в наших силах, чтобы он ("Хюрджет" - прим. ТАСС) стал [штатным] учебно-тренировочным самолетом НАТО".

Еще раз обратив внимание на том, что Испания решила закупить турецкие УТС для своих военных летчиков, глава TAI указал, что предприятие по их сборке появится на территории европейского королевства. "Это очень важное для нас соглашение с огромным потенциалом. Потому что, как только мы преуспеем на этом этапе, для нас откроются многие другие двери, не только в НАТО", - подчеркнул он.

Возвращаясь к теме "Каана", Демироглу сообщил, что TAI по-прежнему намерена в перспективе экспортировать этот самолет. Причем речь сейчас идет о Саудовской Аравии и Индонезии, переговоры с которой, по заявлению руководителя фирмы, "идут хорошо". В январе сообщалось, что TAI намерена открыть совместное предприятие по производству своих истребителей с Пакистаном. Теперь же эту страну гендиректор турецкого авиастроителя не упомянул.

Прогресс наблюдается и в национальных авиадвигателях, которые создает подразделение TAI - "Тусаш Энджин Индастриз" (Tusas Engine Industries, TEI). Речь о силовом агрегате PD170 для национальных БЛА, двигателе для вертолета "Гёкбей", "Каана" и "Хюрджета".

Со слов Демироглу, "Гёкбей" получит силовую установку национальной разработки "через один-два года". За ним последует двигатель для "Каана".

"Какое-то время мы будем закупать [их] у Украины. Но затем мы будем производить сами для себя, потому что речь идет об общем количестве в 600 двигателей. Если мы купим 100 у Украины, 500 нам все еще будут необходимы", указал руководитель фирмы, добавив, что относительно двигателя для "Хюрджета" "хорошие новости" также ожидаются "со дня на день".

Он добавил, что выручка турецкого авиастроителя в 2024 году приблизилась к отметке в 3 млрд долларов. По итогам текущего года компания преследует цель достичь показателя в 4,3 млрд долларов, а по прошествии десятилетки - 12 млрд долларов. По словам Демироглу, сейчас на TAI работает около 16 тыс. человек, 10 тыс. из которых были приняты за последнее десятилетие.

Кроме того, со слов руководителя фирмы, в ближайшие десять лет TAI намерена расширить свое присутствие на зарубежных рынках. "У нас уже есть офисы в Америке, Азии, Европе и Африке. В Америке - два филиала. В Европе - офисы в Германии, Франции, Испании. В Азии у TAI есть офисы в Азербайджане, Казахстане, Пакистане, Малайзии и, наконец, в Индонезии, - заявил Демироглу. - Мы растем на африканском рынке. Началась наша работа по открытию офисов в Алжире, Саудовской Аравии, Нигерии и Бразилии".

Как резюмировал руководитель TAI, компания уже реализует 125 мероприятий по локализации производства своей продукции, и еще более 330 таких проектов находятся в разработке. По его словам, эти проекты обеспечат стране ежегодную прибыль в размере 1 млрд долларов.