Министр иностранных дел Турции и глава Агентства по оборонным закупкам Турции на этой неделе выступили с противоречивыми заявлениями о поставках двигателей для турецкого истребителя KAAN, что выявило неопределенность вокруг флагманского оборонного проекта Анкары.
Министр иностранных дел Хакан Фидан, выступая в Нью-Йорке, заявил, что получение лицензий на американские турбовентиляторные двигатели F110, необходимые для KAAN, приостановлено в Конгрессе США.
Он сказал, что двигатели должны быть поставлены для начала производства, и назвал спор, уходящий корнями в санкции 2019 года, «системной проблемой» в торговле в сфере обороны между двумя союзниками по НАТО.
США ввели санкции против Турции в соответствии с Законом о противодействии противникам Америки посредством санкций после того, как Анкара приобрела российскую систему ПВО С-400, что, по мнению Вашингтона, поставило под угрозу безопасность НАТО.
Халюк Горгюн, глава Управления оборонной промышленности Турции (SSB), ответил, что в графике поставок KAAN «нет никаких задержек». Он пояснил, что проект «никоим образом не зависит от двигателя одной страны», и подтвердил, что все прототипы двигателей уже поставлены, а испытательное производство продолжается «полным ходом».
Горгюн подтвердил, что Анкара обратилась в Вашингтон с просьбой о поставке двигателей для первой партии самолётов KAAN, передача которых ВВС Турции запланирована на 2028 год.
Он сказал, что эти самолёты — единственные, на которых напрямую распространяется лицензионный спор, и добавил, что Турция рассматривает различные каналы поставок и альтернативные варианты для снижения зависимости. Глава SSB отметил, что технически возможно заменить двигатели для первой партии в случае необходимости, хотя это потребует инженерных доработок.
Горгюн заявил, что долгосрочный план заключается в интеграции двигателя TF-35000 турецкой разработки в KAAN примерно к 2032 году. Наземные испытания двигателя запланированы на 2026 год. Военный аналитик Бурак Йылдырым усомнился в способности Турции уложиться в эти сроки, приведя в пример зарубежные компании.
«Китай, несмотря на свои огромные ресурсы, потратил десятилетия на разработку своих первых современных реактивных двигателей, прежде чем начать использовать их в истребителях», — написал он в X, добавив, что у Турции «нет финансовых, промышленных и кадровых возможностей Китая». Он заявил, что опора на американские двигатели F110 для первых блоков KAAN даёт Вашингтону сильные позиции на переговорах, и обвинил Анкару в неадекватном долгосрочном планировании.
Также появилась политическая критика. Турхан Чомез, депутат от националистической оппозиционной «Хорошей партии» (IYI), обвинил правительство в введении общественности в заблуждение относительно независимости KAAN от иностранных поставщиков.
«Вы позиционировали KAAN как полностью отечественный и национальный, но даже двигатели импортные. Вы провели испытательные полёты с альтернативным двигателем и объявили об экспортной сделке на 48 самолётов, у которых всё ещё нет двигателей. Как вы будете поставлять их в Индонезию?», — написал он в X.
Глава SSB заявил, что экспортная сделка не пострадает, и что самолёты, предназначенные для иностранных покупателей, будут оснащены двигателями собственного производства Турции. Соглашение с Индонезией, подписанное в июле на Международной выставке оборонной промышленности в Стамбуле, охватывает поставку 48 самолётов, но не является окончательным контрактом купли-продажи.
Аналитики отмечают, что Джакарта ранее заключала аналогичные предварительные соглашения с Южной Кореей, Францией и США, что подчёркивает неопределённость в отношении её планов закупок.