На турецкой верфи "Дирсан Шипъярд" (Dearsan Shipyard) в Стамбуле состоялась церемония спуска на воду первого из двух ракетных катеров, строящихся в интересах Военно-морских сил (ВМС) Катара.
Об этом 17 ноября сообщила пресс-служба компании.
Новый корабль с управляемыми ракетами получил имя "Аль Вакрах" (Al Wakrah, Q51). Он был построен за год - церемония закладки киля для него состоялась 22 ноября 2024 года. Теперь катеру предстоит пройти этап оснащения вооружением, а также портовых и ходовых испытаний. Второй корабль строится по утвержденному графику, но срок его спуска на воду неизвестен.
Контракт на изготовление турецким судостроителем двух ракетных катеров для военного флота Катара был подписан на полях оборонной выставки DIMDEX 2024 в Дохе. Его стоимость не разглашалась.
Надводные корабли предназначены для выполнения широкого спектра задач в Персидском и Оманском заливах, а также в Аравийском море. В их числе ведение боевых действий, противовоздушная оборона, радиоэлектронная борьба (РЭБ), а также патрулирование, защита территориальных вод эмирата, борьба с пиратством и контрабандой, поисково-спасательные работы.
По данным производителя, длина каждого из кораблей со стальным корпусом и алюминиевой надстройкой составляет 50,76 метра, ширина - около 10 метров, осадка - 2,10 метра. Максимальная скорость хода 36 узлов (66,7 км/ч), дальность плавания - 1 тыс. морских миль (1852 км).
По данным информационно-аналитической группы "Джейнс" (Janes), комплекс вооружений "Аль Вакраха" составят противокорабельные ракеты "Чакыр" (Çakır) и зенитные управляемые ракеты "Сунгур" (Sungur) производства турецкой "Рокетсан" (Roketsan), 40-мм артиллерийское орудие "Марлин" от итальянского холдинга "Леонардо" (Leonardo Marlin), два дистанционно управляемых боевых модуля (ДУБМ) с 12,7-мм пулеметами "Стэмп" от "Асельсан" (Aselsan Stamp) и два ручных пулемета такого же калибра.
Большую часть радиоэлектронного оборудования катарских ракетных катеров составят изделия турецкой "Асельсан". В их числе основная радиолокационная станция "Мар-Ди" (Mar-D), система управления огнем "Ахтапот- S" (Ahtapot-S) и комплекс РЭБ "Арес" (Ares 2-NC).
Когда "Аль Вакрах" будет передан заказчику, не сообщалось.
Суда спецназначения для Португалии
14 ноября на другой стамбульской верфи, "Ада" (Ada, входит в турецкий государственный оборонный холдинг STM), состоялась церемония резки стали для первого из двух судов специального назначения по программе NRE+ (Navio Reabastecedor de Esquadra e Logístico) для ВМС Португалии. Как сообщила пресс-служба STM, он будет назван в честь португальского поэта Луиша де Камоэнса.
Оба судна длиной 137 метров и водоизмещением 11 тыс. тонн смогут развивать максимальную скорость более 18 узлов (33,3 км/ч) и находиться в автономном плавании до 90 дней. Экипаж каждого из них будет насчитывать 100 человек.
Они предназначены для выполнения задач по материально-техническому обеспечению, транспортировке топлива и грузов по морю. Кроме того, наличие кормовой рампы позволяет каждому судну перевозить до 20 легких боевых бронированных машин. Таким образом они смогут поддерживать проведение межвидовых операций и миссий морской пехоты.
Благодаря модульной конструкции суда можно будет адаптировать для выполнения гуманитарных, поисково-спасательных и медицинских задач, а наличие специальных комплексов связи позволит задействовать их в качестве плавучих командных пунктов управления соединениями надводных кораблей.
Помимо прочего, будущие португальские многоцелевые суда обеспечения оснастят вооружением для поддержки выполнения задач по противовоздушной обороне. В частности, это будут орудия ближнего боя, ДУБМ с пулеметрсм калибра 12,7 мм, установки для отстрела ложных целей. Кроме того, проектом предусмотрена площадка для вертолетов и беспилотников, а также ангар для хранения дронов.
Закладка киля первого судна для Лиссабона запланирована на январь 2026 года, а передача двух корпусов ВМС Португалии должна состояться уже в 2028-м, с интервалом в восемь месяцев.
Румыния готова купить "Хисар"
Тем временем Минобороны Румынии 28 ноября подтвердило намерение в ближайшее время подписать контракт с Анкарой на закупку в интересах своего военного флота патрульного корабля прибрежной зоны класса "Хисар" (Hisar).
Планируется, что он прибудет в порт в Констанце течение шести месяцев после заключения сделки, которая будет реализована в формате межправительственного соглашения. С турецкой стороны координировать процесс передачи корабля будет государственная оборонная компания ASFAT (Askeri Fabrika ve Tersane İşletme) - генподрядчик по контракту на строительство кораблей класса "Хисар" для военного флота республики.
Согласно заявлениям румынских властей, стоимость патрульного корабля составит 223 млн евро (258 млн долларов). Еще 42 млн евро (около 49 млн долларов) будет выделено на его модернизацию в соответствии с требованиями ВМС страны.
Между тем пока неизвестно, какой именно из двух уже построенных Турцией патрульных кораблей этого класса будет поставлен Бухаресту. Оба были спущены на воду в сентябре 2023 года на судозаводе в Стамбуле ITK (Istanbul Tersanesi Komutanligi) и получили имена "Акхисар" (TCG Akhisar, P 1220) и "Кочхисар" (TCG Koçhisar, P 1221).
При этом до сих пор ни один из них не вошел в состав ВМС Турции, хотя изначально это должно было произойти еще во второй половине прошлого года. Но по неназванным причинам сроки их сдачи сдвинулись, и ходовые испытания "Акхисара" начались только в конце 2024-го.
"Хисары" выполнены на базе корвета класса "Милгем" (MILGEM) и отличаются от оригинального проекта другой силовой установкой и измененной схемой внутренней компоновки, позволяющей строить их более быстрыми темпами и за меньшие средства. Длина каждого корабля составляет около 100 метров, ширина - 14 метров, осадка - 4 метра, а водоизмещение - около 2,3 тыс. тонн.
По данным ASFAT, на них установлена гибридная дизель-электрическая силовая установка типа CODELOD (combined diesel-electric or diesel), состоящая из четырех дизель-генераторов и двух электромоторов, приводящих в движение два вала с гребными винтами изменяемого шага.
Такие корабли способны развивать скорость до 24 узлов (44,5 км/ч) и преодолевать расстояние в 4,5 тыс. морских миль (8334 км) при средней скорости в 12 узлов (22,2 км/ч). Каждый из них оснащен полетной палубой и ангаром для противолодочного вертолета типа SH-70 "Сихок" (Seahawk), которые также могут быть использованы для беспилотных летательных аппаратов.
По информации еженедельника "Дифенс Ньюс" (Defense News), на момент спуска на воду оба корабля были оснащены 76-мм артиллерийским орудием, двумя ДУБМ, трехкоординатной РЛС с АФАР "Дженк-100-N" (Cenk 100-N) и системой управления огнем "Акреп-100-N" (Akrep 100-N) от "Асельсан", комплексом РЭБ и гидролокатором.
Конструкция "Хисаров" также предусматривает возможность установки на них дополнительного вооружения. По информации "Дифенс Ньюс", после прибытия корабля в Румынию на нем будут развернуты современные противокорабельные ракеты NSM (Naval Strike Missile).
