мусульман Западные историки и обществоведы обычно считают, что в основе большинства исторических и общественных событий лежат материальные факторы. Это лаконично выразил известный русский философ, сказав, что «человек — это продукт социального окружения».
Социальное окружение — это совокупность влияющих факторов, но оно состоит не только из одних материальных или физических компонентов. Есть еще моральные ценности, которые ведут людей. Эти идеалы регулируют материальную составляющую и включают в себя свободу, правосудие, честность и желание установить работающий общественный строй, где на человека гарантированно не будет оказываться никакого давления при выборе между добром и злом.
Если мы принимаем физические условия за факторы формирования исторических и общественных событий, то мы, фактически, восхваляем физическую силу. А это может привести к тому, что мы исказим исторические события и даже саму историю.
Таким образом, можно сказать, что востоковедение, являющееся своего рода изображением жизни Востока и мусульманского мира глазами европейцев, — плод такой попытки исказить историю. В своем известном романе «Гроздья гнева», изданном в 1939 году, Джон Стейнбек говорит о завоевании Стамбула. По его словам, турки, нападая на Византию, были толпой грабителей и разрушенные стены города просто не могли перед ними устоять. По мнению американского писателя, основным фактором, позволившим им завоевать Стамбул, была «грубая сила». Основываясь на работах западных ученых, можно применить эту теорию для всей истории мусульманского мира: мусульмане силой мечей распространили свое влияние на территории трех частей света, на сотни тысяч квадратных километров.
Но так говорить неверно. Если посмотреть на такую быструю по историческим меркам экспансию мусульман, то мы увидим интересную картину. Экспансия началась с Аравийского полуострова по трем основным направлениям: одни прошли по Азии, пока не достигли границы Китая, другие через Анатолию, Иран, Азербайджан и Армению прошли на север и запад, путь третьих лежал в Африку, к Пиренейскому полуострову, югу Франции и Сицилии.
Военная мощь или возможности (мечи, как считают востоковеды), конечно же, не были тем основным фактором, который способствовал экспансии. Прежде всего они проповедовали свободу религии и совести и принимали необходимые меры для того, чтобы при этом не страдали последователи других религий в завоеванных ими странах. Во вторых, они освобождали крестьян из-под владения феодалов и применяли новые земельные законы и системы для поддержания их независимости. В третьих, они не трогали традиции, обычаи и образ жизни народов, что до сих пор не в силах осуществить цивилизация Запада, доминирующая на планете.
В отличие от Запада мусульмане не вмешивались в установившиеся законы и обычаи немусульманского населения завоеванных стран. За исключением трех случаев. Первый — в Индии запретили традицию, по которой вдова подлежала сожжению вместе с ее покойным супругом. Второй — в Египте халиф Умар запретил жертвоприношение молодой девушки, которое совершалось, чтобы обеспечить плодородный год. Третий — они запретили инцест, распространенный в некоторых частях Ирана.
Прежде чем халиф Умар смог запретить вышеупомянутую египетскую традицию, ее со всех сторон рассматривали в Медине. Некоторые из последователей пророка Мухаммеда задали вопрос, имеют ли они право на вмешательство в обычаи и устоявшиеся практики местного населения. В итоге они пришли к выводу, что, так как основной смысл шариата в сохранении жизни, имущества, будущих поколений и религии, египетская традиция нарушает право девушек на жизнь. Другими словами, даже такая традиция, безжалостно нарушающая права человека на жизнь, была отменена только после долгих обсуждений. Таким образом, можно прийти к выводу, что движущей силой мусульманских завоеваний были уважение к свободе, правосудию, местным традициям и обычаям.