Турецкая общественность посчитала нападение Израиля на сектор Газа предвыборным ходом Биньямина Нетаньяху, аналогично тому, как это было в 2008 году.
Между атаками и грядущими выборами действительно существует связь, однако истинная цель военной кампании состоит в том, чтобы уничтожить запасы боеприпасов ХАМАС, в то время как в Сирии продолжается гражданская война.
До настоящего времени палестинцы защищались самодельными ракетами. Однако в ходе произошедших событий стало известно, что ХАМАС обладает беспилотными летальными аппаратами, в том числе наступательного назначения. Ливанский телеканал «аль-Менар» и принадлежащий ХАМАС телеканал «аль-Акса» показали репортажи, демонстрирующие наличие у палестинцев ракет «Фаджр-5» и беспилотных летательных аппаратов. Они представляют серьезную угрозу, поскольку и премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху выразил свою озабоченность по этому поводу. Ранее израильская сторона сообщила о том, что ей удалось сбить один из этих самолетов. Он принадлежал организации «Хезболла». Самолет успешно отправлял на базу сделанные им снимки. Это также подтверждает наличие сложной радарной системы. Военное крыло организации «Исламский джихад» заявило о том, что все военные базы Израиля находятся в зоне досягаемости их ракет. По сообщениям телеканалов «аль-Арабия» и «аль-Джазира», две выпущенные палестинцами ракеты достигли оккупированного Израилем Иерусалима. Израильские и американские власти давно уже обвиняют Иран и «Хезболлу» в том, что они пытаются подорвать стабильность в регионе, поставляя ХАМАС ракеты «Фаджр-5» и беспилотные летательные аппараты.
Нет никаких сомнений в том, что «Хезболлу» и ХАМАС вооружают Сирия и Иран. До настоящего времени не было замечено, чтобы арабские государства поставляли палестинцам оружие в таких масштабах. Кроме того, потребности Израиля в нефти удовлетворяют арабские страны, в природном газе — Египет. Предложение шейха Катара лидеру ХАМАС заключается в том, чтобы эта организация прекратила сопротивление, подобно тому, как это сделала ФАТХ. У Израиля мало времени. Если Иран доведёт до конца свою ядерную программу, то ядерная монополия Израиля в регионе будет нарушена, возникнет ситуация своеобразного «баланса страха». Разумеется, Израиль и Запад не хотят этого. Но нанести удар по Ирану означало бы столкнуться также с ливанскими и сирийскими силами «Хезболлы».
Согласно соглашению 2006 года, как только Израиль нанесет удар по Ирану, Сирия, а затем и «Хезболла», ударят по Израилю. При такой ситуации необходимо как можно скорее устранить сирийский фактор и «Хезболлу». Цель состоит в том, чтобы «Хезболлу» уничтожить, а Сирию перетянуть на сторону Запада. Разумеется, гражданская война в Сирии происходит ради свержения авторитарного режима, но у неё имеется и конкретное региональное значение: развязать Израилю руки для действий против Ирана. Сможет ли Израиль этой атакой на сектор Газа уничтожить запасы оружия, приобретенные ХАМАС у Ирана через посредничество Судана? Едва ли это возможно при помощи одних только авиаударов. Для этого нужна наземная военная операция, нацеленная на уничтожение запасов оружия. Пойдёт ли Израиль на такой риск? Мы не можем сказать этого наверняка. Возможно, что пойдёт.
Если Турция и Египет хотят занять место Ирана в деле палестинского сопротивления, от них будут ожидать того, что, оставив в стороне не имеющую материального выражения риторику, они станут оказывать палестинцам поддержку в большем объёме, чем это сейчас делает Иран. Под этим нужно подразумевать более эффективные поставки оружия, финансовую и дипломатическую поддержку и т.п. Достаточно ли у этих двух стран ресурсов и возможностей для проведения такой политики с точки зрения занимаемых ими позиций на международной арене и проводимых ими стратегий? Пока что этот вопрос висит в воздухе. Очевидно, что Палестина является главным источником проблем. Она располагает широкой поддержкой общественности, которая исполнена гневом за происходящее. Какие режимы не вмешивались бы в эту ситуацию, рано или поздно они либо сталкиваются с общественным мнением и теряют его поддержку, пытаясь подыгрывать Западу и Израилю, либо вступают в неизбежную конфронтацию с Западом и Израилем. В каком направлении станут действовать Турция и Израиль, мы все увидим в недалеком будущем.