В первой части я попытался объяснить, в каких исторических условиях сложилась «турецкая и тюркистская национальная идентичность», какие субъекты приняли ее сами, а затем навязали всем этническим группам и как этнические турки отнеслись к этой затее.
Волна националистических движений, нахлынувшая в XIX веке, захватила курдскую элиту, которая всегда оставалась верна идеалам «независимого Курдистана». Но раньше, как и сейчас, основная масса курдов придерживалась той точки зрения, что у них общая судьба с другими народами региона.
Бурный протест вызвало то, что турецкая бюрократическая верхушка, провозгласившая создание современного национального государства, используя разногласия, существовавшие между государством и курдами до 1925 года, совершила неоправданное посягательство на автономный статус курдов и их традиционный уклад жизни. Они не могли смириться с тем, что после окончания национально-освободительной войны новая элита государства начала проводить ассимиляцию против религиозных взглядов и этнических особенностей курдов, которые участвовали в борьбе против турок и других народов и нарушали Севрский мирный договор, вероятнее всего, под руководством Махмуда Барзанджи. Восстание шейха Саида — это реакция на невыполненные обещания и политику ассимиляции и непризнания обязательств в отношении курдов. Мятежи в других районах Анатолии имели такие же свойства.
Это говорит нам о том, что понятие «официальной турецкой и тюркистской идентичности» и изъятие религии из жизни общества имели широкий резонанс среди всех этнических групп. Но больше всего это не понравилось курдам. Курды являются автохтонным народом; они не переселялись в район Малой Азии, а тысячелетиями проживали на этих землях. Нет никаких оснований, которые бы заставили курдов принять новую идентичность (турецкую национальную идентичность) и отказаться от собственной, этнической. Если бы изначально официальная идентичность «Турции» приравнивалась к мусульманской, анатолийской или территориальной принадлежности, то, скорее всего, эти проблемы не достигли бы такого масштаба. Можно перечислить три основные причины, которые сыграли решающую роль во всех 29 восстаниях курдов.
- недооценка места курдов в истории
- отрицание этнической самобытности, желание навязать турецкую идентичность
- попытка вмешаться в традиционный и религиозный уклад курдов
Первым шагом на пути формирования «курдского национализма на основе этнической принадлежности» стало восстание Рабочей партии Курдистана (РПК).
Сегодня те, кто призывают отделиться от курдов, являются детьми и внуками младотурок и поклонников европейских модернизационных свершений в годы Танзимата. В те годы их предки заявляли: «Пускай Балканы и Ближний Восток отделяются, а мы останемся маленькой европеизированной, но процветающей страной. Сбросим груз с наших плеч». Произошло именно так, как они и говорили. Страна стала меньше. Но сегодня границы, отмеченные в декларации «Мисак-и Милли», не дают повода для спокойной жизни. Те, кто вчера разрушил империю с 600 летней историей за десять лет, сегодня точно также готовы положить начало разделению Турции. Если курды захотят отделиться, то они передадут в руки мировым державам:
- водные ресурсы (источник жизни) Ближнего Востока
- неразработанные нефтяные скважины, залежи природного газа, фосфатов и минералов
- стратегические территории мирового значения
- основные центры религий и цивилизаций
Если зажиточные турки полагают, что вступление в ЕС сделает их настоящими европейцами, то они глубоко ошибаются. Они будут старыми и благополучными, но замкнутыми в себе европейскими рабочими, которые лишены материальных и религиозных ценностей.
Курды упорно делают акцент на своей этнической принадлежности. Но сегодня настало время, когда мы все должны отнести на второй план наш этнический индивидуализм. Для этого, в первую очередь, турки должны перестать навязывать свою этническую принадлежность, а нетурецкая элита — твердить о том, что выражение «Счастлив тот, кто может назвать себя турком» не относится к этносу.
Всем нам следует взяться себя в руки, собраться с силами и не впадать в истерику. Спастись можно только вместе. Успех в этом вопросе связан с постижением духовных, политических и правовых основ исламской религии.