Впечатления от G-20

| Джафер Солгун

Итак, последний саммит G-20, прошедший в Турции, подошел к концу. Нет сомнений, что саммит сделал очень много для продвижения Турции с точки зрения туризма. Но, конечно, сложно сказать насколько это будет способствовать росту туризма в стране, учитывая, что Турция является мишенью Исламского Государства Ирака и Леванта (ИГИЛ).

Естественно, что на повестке дня саммита G-20 доминировала тема недавних терактов в Париже. Страны, участвовавшие в G-20, твердо заявили о необходимости единства и решительности в борьбе с ИГИЛ. Вместе с этим, публичное заявление президента России Владимира Путина о том, как на самом деле ИГИЛ финансируется 40 странами (включая некоторые страны из G-20), превратили единый фронт "решимости" против ИГИЛ в отдельную тему для обсуждения.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и топ турецких чиновников на саммите активно участвовали в заседаниях, касающихся не только ИГИЛ, но и вопросов что делать в отношении Сирии. Партия справедливости и развития (ПСР) настаивала на том, что в Сирии необходимо временно сформировать "безопасный регион" и объявить "бесполетную зону". Несмотря на настойчивость Анкары в этом вопросе, она не смогла найти на саммите каких-либо явных сторонников этой стратегии.

На данном этапе, очевидно, мишенью для мировых держав (в частности для США) является не режим Асада, а ИГИЛ. Президент Франции Франсуа Олланд явно дал понять это.

ПСР четко понимает, чего хотят США и другие страны. Но на данный момент ПСР, по всей видимости, считает, что группы джихадистов в Сирии могут расти в мощности и размерах до того момента, пока режим Асада не будет свергнут. И нет сомнений, что нынешнее неконтролируемое состояние в этом регионе ИГИЛ и групп, связанных с Аль-Каидой, частично является результатом этой позиции ПСР.

Появившаяся в прессе фотография, где президент Эрдоган дотрагивается до щеки президента США Барака Обамы, была активно принята воинственными сторонниками ПСР. Ведь из нее следует, что Эрдоган, как истинный "мировой лидер", достаточно велик, чтобы потрепать Обаму по щеке.

Но посмотрим на это с другой стороны - все тот же Обама жевал жвачку во время выступления Эрдогана на саммите. Кроме того, он, похоже, даже не включил свои наушники, что означает, что он не чувствует необходимости прислушиваться к словам Эрдогана.

В преддверии анталийского саммита, президент Эрдоган заметил, что будет продвигать идею «коллективного террора» на переговорах с другими мировыми лидерами. И сделал это. Но, на самом деле, я не верю, что кто-то действительно понял эту странную концепцию, которую, по словам Эрдогана, что он хотел выдвинуть на передний план в интересах Турции.

Краткое напоминание: после теракта в Анкаре 10 октября, Эрдоган перечислил названия многих террористических организаций, в том числе официальной разведки Сирии Мухабарат, заявив, что за взрывами в Анкаре стоит на самом деле был организация "коллективного террора". И это несмотря на то, что в первый же день было очевидно, что реальными виновниками на самом деле были члены ИГИЛ.

На данный момент очевидно, что идеи и тезисы ПСР относительно терроризма и Сирии на саммите G-20 никто не поддержал. Обама прямо сказал: "Нет необходимости создания безопасного региона в Сирии", - а Путин также сделал заявление, наводящее на размышление: "Я привел примеры, основанные на наших данных о финансировании различных единиц исламского государства частными лицами. Эти деньги, как мы установили, приходит из 40 стран, и среди них есть некоторые члены G-20".

В итоге, Турция очень хорошо приняла своих гостей. Нет никаких сомнений, что людям понравилась не только Анталья, но и турецкая кухня. Для меня, как для турецкого журналиста, это не просто упоминание, а предмет для гордости. А вот, что не вызывает во мне гордости, так это изоляция и чувство одиночества, созданные режимом, который прилагает безграничные усилия, чтобы заставить замолчать оппозиционные СМИ.