Постэргенеконизация

| Этьен Махчупян

Арест по решению суда после допроса Недима Шенера и Ахмета Шыка взбудоражил прессу.

Общее убеждение таково: два этих товарища никоим образом не могут быть связаны с сетью «Эргенекон», и им были предъявлены обвинения только потому, что они написали неугодные книги.

И отсюда делались разные комментарии, вплоть до упоминания надзора и фашизма.

Но стоит сохранять больше хладнокровия. Удивительно, что те, кто указывал на роль профессиональной сплочённости военных и полиции в нераскрытии убийства Динка, сейчас не думают о возможной функции журналистской сплочённости. Те, кто не хотят превращения «Эргенекона» в «Сусурлук», не хотят его растекания, указывают на эти два ареста. Другими словами, как только начинаются аресты, тут же хочется настоящих преступников назвать жертвами. Но если проблема не так проста? Не получается ли, что как раз те, кто выдвигают подобного рода аргументы, делают из «Эргенекона» «Сусурлук»?

В связи с этим взглянем на произошедшее издалека… Судя по всему, восприятие ситуации прокурорами и судьями является следующим: происходит распутывание сети «Эргенекон» и с тех пор, как этот процесс стал необратим, началась «постэргенеконизация». Первичная цель этой операции, которую пытаются претворить в жизнь вот уже два года, используя прессу и молодёжные движения, «обтрепать» дело по «Эргенекону», то есть сделать из него новый «Сусурлук», а во-вторых, эта операция имеет целью воздействовать на референдум и выборы и ослабить власть Партии справедливости и развития. Согласно данной оценке, ODA TV принимает самое активное участие в этой операции и посредством своих материалов, а также через книги, написание которых активно поощряет, занимается дезинформацией и манипуляцией. Книга Ханефи Авджи рассматривается в этом ключе и кажется, что, по меньшей мере, некоторые её главы написаны Недимом Шенером. А в книге Ахмета Шыка какие-то части, видимо, написал Сабри Узун. Что касается содержания, наверно, эти книги касаясь некоторых фактов, преследовали цель направлять ситуацию, следуя логике более широкой операции.

Мы не знаем, на сколько верна эта мизансцена. Но на сколько мы далеки от того, чтобы сказать, «да, это верно», по меньшей мере, на столько же нужно быть далёким от того, чтобы назвать это неправдой. По меньшей мере, речь идёт о том, что данные аресты были осуществлены вслед за обвинительным заключением прокуратуры и вследствие единогласного принятия решения со стороны суда. Поэтому если кто-то станет говорить о том, что по отношению к Шенеру и Шыку было преднамеренно совершено противоправное действие, это означает, что прокурор и суд сами участвуют в другой операции. И в этом случае, отвергая категорическим образом обвинение в адрес журналистов, мы сами выдвигаем те же обвинения уже по отношению к другим людям.

В связи с этим полезно будет обратиться к нашей собственной информации о материальных основаниях прокурорского заключения. Естественно, данная информация в высшей степени ограничена… Но, к примеру, мы можем вспомнить один случай, произошедший на телевидении в прямом эфире. Ханефи Авджи на презентации книги подписывает последний экземпляр, и рядом с ним сидит его жена. Один из журналистов, протягивая микрофон жене Авджи, спрашивает, как проходило написание книги. «Я не очень-то была в курсе, оказывается, он писал книгу…» - отвечает она. Эту сцену видели миллионы людей. Короче говоря, не трудно предположить, что по меньшей мере значительную часть книги писал не сам Авджи. Вопрос в том, кто же это делал… Мы не берёмся утверждать, что это был Недим Шенер, но стоит отметить, что у прокуратуры было подобного рода сомнение.

Потому что книги, о которых мы здесь говорим, не опираются на документы, найденные, проверенные и раскрытые в результате расследования стараниями самих журналистов. Эти документы были предоставлены уже в готовом, собранном виде. Поэтому, изучая любую книгу подобного содержания, можно добраться до предполагаемого источника документов. И здесь нам снова нужно взглянуть на ситуацию со стороны… Возможность прояснения источника может помочь прокуратуре установить преступные связи и, напротив, в той же мере послужить средством к всеобщему обвинению определённой группы. «Постэргениконизация» сопровождается междоусобной борьбой групп военных и сил безопасности, и если вы соглашаетесь быть частью этого процесса, то значительно напряжет журналистскую профессию.

Мы не можем знать, преодолели ли эту черту Шенер и Шык. Но уверенность в том, что они не преодолели этого, не является показателем реалистической и твёрдой позиции.