На пост президента Турции баллотируются три кандидата — премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, главный кандидат от оппозиции Экмеледдин Ихсаноглу и кандидат прокурдской Демократической партии народов (ДПН) Селахаттин Демирташ.
Но помимо вопроса о том, как эти трое будут проводить свои кампании, существует еще один вопрос, касающийся последствий выборов 10 августа, — кто станет следующим премьер-министром?
Первоначально как наиболее вероятный кандидат на эту роль рассматривался действующий президент Турции Абдуллах Гюль. Однако, по мнению обозревателей, в случае своей победы на выборах Эрдоган предпочел бы, чтобы Партию справедливости и развития (ПСР) возглавила второстепенная фигура, так как он планирует по-прежнему доминировать в стране. Это намерение Эрдогана стало очевидным из ряда его выступлений, в которых он заявлял, что президент должен действовать в качестве главы исполнительной власти. Тот факт, что Турция впервые изберет своего президента всенародным голосованием, является хорошей поддержкой для Эрдогана в его устремлениях, хотя Конституция не позволяет президенту иметь такую власть. Между тем Гюль в последнее время сделал несколько запутанных заявлений, говорящих о его намерении вернуться в ПСР.
Обозреватель Hürriyet daily Таха Акйол написал в пятницу, что президент Турции Абдуллах Гюль готовится вернуться в активную политику по окончании своего президентского срока. Во время поездки в Кувейт в апреле, Гюль заявил журналистам, что он и Эрдоган обсудят и придут к соглашению по вопросам президентства и поста премьер-министра. Но, по словам Акйола, они до сих пор так и не обсудили этот вопрос, хотя прошло уже два с половиной месяца. Обозреватель отметил, что Эрдоган не сделал ни одного намека на то, что Гюль станет следующим премьер-министром, а даже наоборот — заявил, что в ПСР есть много других достойных людей на этот пост.
Эрдоган также подчеркнул, что он планирует сохранить трехкратное ограничение срока для депутатов в своей партии, что, по мнению Акйола, является признаком того, что старшие члены и учредители партии будут удалены в ближайшее время, открыв путь для реструктуризации во главе с молодежным крылом. Таким образом, это будет структура, полностью состоящая из молодых членов ПСР, начавших политику под патронажем Эрдогана и абсолютно лояльных к нему. Очевидно, что Гюль едва ли захочет быть главой такой партии. Между тем некоторые министры, депутаты и другие чиновники постоянно просят или спрашивают Гюля, вернется ли он в ПСР.
Другой обозреватель Мухаррем Сарыкайя из ежедневника Habertürk процитировал три выдающихся заявления Гюля, высказанных им относительно своих будущих планов и карьеры. В апрельской речи Гюль сказал: «Я не рассматриваю возможность участия в политике в нынешних условиях», а в прошлую среду он же заявил: «Конечно, я собираюсь продолжать служить народу». По мнению обозревателя, итоговым стало заявление Гюля в четверг, когда он отрицал обвинения в планах по созданию собственной партии. «Являются ли эти три утверждения четким сигналом о том, что Гюль вернется в ПСР после окончания своего срока?» — спрашивает Сарыкайя. Обозреватель также написал, что в начале недели имел частный разговор с высокопоставленным чиновником из ПСР, который сказал Сарыкайя, что не похоже, чтобы Эрдоган видел Гюля в роли будущего премьера.