Региональное правительство Курдистана в Ираке провело референдум о независимости, который вполне может привести к тому, что регион станет новым очагом нестабильности в регионе.
Ильнур Чевик
советник президента Турции
Масуд Барзани настаивает, что никаких негативных последствий референдума не будет, если и когда курдский регион Ирака объявит независимость и сообщит об этом своему народу. Вероятно, выдаёт желаемое за действительное.
Турция в свою очередь чувствует, что, если иракские курды совершат такой шаг, это создаст значительную нестабильность в и без того неустойчивом регионе, и Анкара намерена действовать. Совет национальной безопасности Турции соберётся в пятницу, как только президент Реджеп Тайип Эрдоган вернётся в Анкару после поездки в Совет Безопасности ООН и на официальную встречу с президентом США Дональдом Трампом, где также обсуждался референдум. После заседания он соберёт кабинет министров для рассмотрения мер, которые республика предпримет, если Эрбиль объявит независимость.
Турция оказывала администрации Барзани финансовую помощь, когда Эрбиль не мог выплатить зарплату госслужащим и стало практически банкротом. Анкара разрешила курдам продавать свою нефть через республику, поскольку официальный Багдад отрицал её долю в нефтяных доходах Ирака. Поэтому республика считает, что Барзани должен был прислушаться к её предупреждениям и в принципе никогда не устраивать подобную авантюру.
Турция озвучит окончательные и самые жёсткие предупреждения Барзани в пятницу. Однако Анкара является наименьшим из его проблем.
Некоторые люди вокруг Барзани предполагают, что Турция обеспокоена тем, что, если курды Ирака объявят независимость, это станет плохим прецедентом для курдов Турции и всколыхнёт сепаратистские настроения в стране. Но у Анкары нет подобного страза, потому что Турция является привлекательной страной, в том числе и для иракских курдов.
Что действительно беспокоит республику, так это то, что другие в этом регионе будут делать с курдами Ирака.
Барзани играет с огнём, поскольку включает Киркук в свою авантюру независимости. Он притягивает смертельный вооружённый конфликт, в котором иракское правительство могло бы дать волю отрядам боевиков «Хашд аш-Шааби» (шиитская группировка, воюющая против террористов ИГИЛ(запрещена в РФ) в Ираке - ред.). В итоге кровопролитие может привести к тому, что силы Багдада возьмут штурмом другие районы, тем самым создав хаос по всем северным регионам Ирака. Это означает, что туркменам Киркука, беззащитным и не имеющим возможности к значительному сопротивлению, грозит серьёзная опасность. В такой ситуации Турция не сможет стоять без дела.
Ещё есть иранский фактор. Иран категорически против референдума и, вероятно, будет наказывать курдов, создавая нестабильность в Дахуке, Эрбиле, Сулеймании и в Киркуке.
Таким образом, учитывая все эти факторы, Турция считает, что Барзани не осознаёт серьёзности проблем, с которыми может столкнуться. Турция также опасается, что Рабочая партия Курдистана (РПК, запрещена в республике), которая ведёт сепаратистскую войну против Анкары больше 30 лет, воспользуется ситуацией и попытается собрать больше сил в остальной части Регионального правительства Курдистана. Этого Турция допустить никак не может.
Анкара предполагает, что в конечном итоге беспорядок, созданный в северном Ираке, приведёт к резне, страданиям и заставит десятки тысяч курдов бежать в Турцию, ранее открыто принимавшую их. Такова ситуация, которую Барзани создаёт политикой проведения референдума о независимости, и это беспокоит Турцию.
Daily Sabah, фото Demokrasi43.com