Колумнист газеты Hürriyet Исмет Беркант прокомментировал аудиозаписи, в которых предположительно экс-глава Генштаба генерал Ышык Кошанер, делает важные признания относительно действий военных. Беркант утверждает, что пришло время, когда и военным придется отчитываться за свои ошибки.
Если война «низкой интенсивности» длится более 30 лет и до сих пор продолжает уносить жизни - значит, и форма ведения этой войны и ее смысл весьма спорны. Это неизбежно происходит в обществах с демократическим строем. Если военные с самого начала провозгласили свою монополию на ведение этой войны, если они не дали возможность политикам выполнять свои полномочия, свою ответственность и проводимую политику, то становится весьма спорным постулат о «естественной достаточности» военных.
Оставим сейчас в стороне вопрос о том, каким образом и кем сделаны аудио-признания бывшего главы Генштаба Ышыка Кошанера, и было ли вообще этично их публиковать. Как бы то ни было, эта речь дает нам достаточное количество пищи для размышлений относительно «профессиональной достаточности» военных в ведении этой войны.
У Кошанера есть ужасный пример, стоивший 8 жизней. Когда только началось нападение, организованное Рабочей Партии Курдистана(РПК), на военный участок в Хантепе, солдаты и офицеры укрылись в строении, прикрытом мешками с песком, думая, что там будет надежнее. Кошанер говорит: «Мне даже не нужно прибора ночного виденья, чтобы в темноте нанести ракетный удар по этому сооружению». На там месте как раз ракетным ударом и были убиты 8 солдат. Разве в этих смертях виноваты не те люди, которые должны были обучить несчастных солдат не прятаться за мешками в момент нападения?
Однако не стоит забывать, что главный вопрос состоит не только в том, достаточно ли хорошо выполняют свои обязанности военные. Более важная сторона дела заключается в ответственности военных по отношению к проведению политики, связанной с войной, которая уже долгие годы находится собственно в руках военных (а вернее сказать, так от них и не уходила). Военные до такой степени придали значение стремлению сделать свою политику непререкаемой, превратить ее в догму, что сами в конце концов поверили в свое верховенство в этом деле (а следовательно, и во всем государстве).
Послушайте, Кошанер говорит: «Никто не сможет лишить нас этого права», подразумевая при этом правительство и парламент. Во второй аудиозаписи, появившейся в четверг, Кошанер, говоря о «защите и поддержке режима», в очередной раз высказывает мнение о том, что у армии на это есть полное право. Именно эта точка зрения сегодня обвиняется в суде. И именно сторонники и жертвы этой точки зрения судятся сегодня.
Из речи Кошанера явно напрашивается вывод – эта точка зрения застыла на месте, состояние собственного превосходства над обществом и восприятие себя в качестве его «гаранта» остается все тем же. Одно время общество передало военным высокие полномочия для борьбы против РПК. Сегодня же сама форма ведения этой борьбы заставляет задуматься о правильности этого шага.
Время, когда не надо было отчитываться ни за что, заканчивается для военных навсегда. И записи речей Кошанера в сущности являются лучшим доказательством этому уходящему периоду.
Перевод: МК-Турция