О том, как Турция спасла Гилада Шалита

| Исмет Беркан

Кто не знает солдата Гилада Шалита? Ради его спасения Израиль не оставил камня на камне от Газы, убил тысячи людей, включая детей и женщин, превратил Газу в тюрьму под открытым небом.

На самом деле, возможно, Шалит самый невинный герой этой длинной и кровавой игры, может быть, даже жертва. Жертва с того самого дня, как был похищен ХАМАСом.

Чтобы спасти своего похищенного солдата израильская армия вошла в Газу, но так и не смогла ничего сделать. В конце концов, Израиль обратился к Турции за посредничеством и помощью.

В конце 2006-начале 2007 года Турция подключается к делу, ведёт с ХАМАС переговоры, достигает определённых результатов. Но у Израиля есть одна привычка: он любит одно и тоже дело вести сразу с несколькими государствами. А вмешательство других государств ничуть не упрощает процесс, наоборот всё только усложняется, иногда даже слишком. Поэтому Турция предпочитает самоустраняться.

Турция отходит от дел, но Израиль продолжает пытаться спасти Гилада Шалита. Так всё и идёт до какого-то момента. Но 7-8 месяцев назад, когда отношения между Турцией и Израилем никак нельзя было назвать хорошими, израильское правительство обращается к Турции ещё раз, и вновь просит помочь спасти пленного солдата. Дело в том, что переговоры с ХАМАС дошли до определённой точки, но опять застопорились. Может быть, Турция смогла бы как-то преодолеть это препятствие?

Министр иностранных дел Ахмет Давутоглу докладывает о проблеме премьер-министру Реджепу Тайипу Эрдогану. Эрдоган чётко реагирует на данную просьбу: «Это гуманитарный вопрос, он не связан с нашей политикой в отношении Израиля и двусторонними отношениями. Мы сделаем всё от нас зависящее».

Министр иностранных дел начинает выполнять поручение премьер-министра. К Израилю направляется просьба передать всю имеющуюся информацию Анкаре. Оказывается, в переговорах по поводу освобождения, ведущихся к тому времени, большую роль сыграл представитель одной европейской страны.

Этот представитель приезжает в Анкару, встречается с Ахметом Давутоглу и высокопоставленными представителями МИД и передаёт имеющуюся у него информацию, рассказывает, на чём остановились переговоры с ХАМАС. С этого момента Турция начинает торговаться то с ХАМАС, то с Израилем. В дело вступает и разведка, ведутся переговоры с МОССАД, ХАМАС, египетскими спецслужбами.

Челночная дипломатия и тайные переговоры потихоньку начинают приносить свои плоды, ключевые моменты прояснены, достигнуты определённые подвижки.

С одной стороны в переговорах участвует Халед Машаль, лидер ХАМАС, проживающий в Сирии, с другой – премьер-министр Израиля Нетаньяху. В посредниках – министр иностранных дел Ахмет Давутоглу и сотрудники МИД, а также турецкие спецслужбы.

На переговорах, напоминающих торги, обсуждается важный момент – будут ли отпущены 27 женщин-членов ХАМАС. Но затем и этот вопрос решается, и несколько дней назад Халед Машаль звонит из Сирии министру иностранных дел Ахмету Давутоглу, рассказывает о достигнутом соглашении и добавляет: «Если у Вас нет возражений, мы в течение нескольких часов объявим о нашей договоренности по поводу Шалита, хотел, чтобы Вы узнали первым». Ахмет Давутоглу отвечает: «Это целиком и полностью гуманитарный вопрос, спасибо за то, что помогли решить его, достигнутое вами соглашение нас тоже устраивает». И после этого разговора ХАМАС и Израиль сообщают о том, что вскоре Гилад Шалит вернётся домой.

Перевод: МК-Турция | Оригинал в газете Hürriyet