Главный редактор газеты Star Мустафа Караалиоглу описал недавнюю поездку премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Ливию.
Караалиоглу поделился итогами поездки и высказываниями Эрдогана о бывшем лидере Джамахирии, и причины из-за которых премьер разочаровался в ныне беглом Муамаре Каддафи:
-------
16 сентября 2011 года должно стать особенной страницей в истории турецкой дипломатии. Премьер-министр Турции провел один за другим четыре митинга в трех различных городах Ливии, с тремя пересадками проделал путь приблизительно в тысячу километров. Эта поездка взволновала всю Ливию, начиная от центральных площадей и заканчивая небольшими улочками.
Мы с коллегами побеседовали с Эрдоганом на обратном пути из ливийской поездки. Спросили: « У Вас когда-нибудь раньше были подобные дни?» Премьер-министр ответил: «В Турции было подобное, но за ее пределами еще ни разу…».
Премьер-министр выразил недовольство качеством звука во время некоторых митингов, но в целом остался доволен. «Вы видели Триполи, Таджуру, Мисурату и Бенгази. В этих городах я увидел большой интерес к Турции. Но это накладывает на нас и большую ответственность. Если мы в Турции сможем усвоить, в полной мере осознать нашу силу, нашу позицию власти и оппозиции, то, поверьте, наше положение в мире изменится кардинальным образом», - сказал он.
Некоторое время назад по поводу политики Турции в отношении Ливии велись серьезные дискуссии. Эрдоган рассказал о важных деталях этого процесса. Эти сведения приобретают особенный смысл после созерцания пугающих видов Мисураты, пережившей гражданскую войну.
«Вы видели разруху в Мисурате. Когда войска Каддафи и его сына Сейфульислама нападали на Мисурату, они оба говорили мне неправду по телефону. Они сказали «Все эти сообщения о бомбардировке и нападении на Мисурату – слухи, распускаемые Аль –Джазирой, все это неправда». Тогда чьи все эти сгоревшие танки, бронетранспортеры? Все эти сожженные, разрушенные дома, здания ,- чьих рук дело?» - поделился своими разочарованиями премьер-министр.
Турция представляет собой транспортно-перевозочную силу района. Абсолютно понятно, что послевоенной Ливии необходима помощь и поддержка. Необходимо залечить раны, нанесенные столь масштабной революцией. Визит Эрдогана в первую очередь был нацелен именно на это. На митингах премьер-министр подробно разъяснил, что причиной его нахождения в Ливии является не нефть, а совсем наоборот - стремление оказать «братскую» помощь: «Мы направили в Мисурату свои корабли, чтобы привезти в Турцию и направить на лечение 450 раненых во время военных действий. Я предупредил Каддафи, что корабль, прибывший забрать раненых, будет сопровождаться двенадцатью истребителями Ф-16, и в случае если Каддафи попытается предпринять какие-либо действия, они немедленно вмешаются. Корабль отплыл и вернулся в сопровождении Ф-16. У Турции достаточно сил и возможностей для того, чтобы протянуть руку помощи мирным жителям региона. Деньги это далеко не все. В Турции больница на 200 мест может обойтись, условно в 30 тыс. дол, а в Сомали ее можно построить и за 15 и за 20. 200 мест может не иметь такого уж большого значения, но зато она хотя бы на первое время сможет поставить на ноги Могадишо».
Эрдоган рассказал также и о том, что после его визита Турция планирует предпринять ряд важных шагов для налаживания инфраструктуры в Ливии. «На следующей неделе мы направим в Сирт 6 самолетов с водой и продовольствием, которые будут доставлены парашютами. Силы Национального Переходного Совета вот-вот возьмут Сирт. После этого в руках Каддафи останется только один значимый населенный пункт – Сабба. Мы восстановим разрушенные школы, полицейские участки, суды. В короткие строки активизируем подрядчиков в этом регионе. К тому же мы отстроим здание парламента», - пообещал он.
Пусть Ливия сначала поднимется на ноги…
Подход Турции к ситуации в Ливии может быть охарактеризован как первоначальная стабилизация района, а затем осуществление шагов в направлении демократизации. Эрдоган придает большую важность внедрению выборной системы как в Ливии, так и во всех странах, охваченных ветром «Арабской весны». Демократия представляет интересы этих стран и Турции в регионе.
«Пусть Ливия встанет на ноги, вместе мы сможем многое реализовать в Африке. Посмотрите, у Ливии на счетах в европейских банках находится 160-170 миллиардов долларов. Они не могут высвободить эти деньги, постоянно проворачивая их в мировой финансовой системе. Что происходит? Происходит движение почти 1 триллиона долларов. Конечно, европейская финансовая система получает за счет этого большие проценты. Хорошо, а идет ли хоть какая-то часть от этих процентов Ливии? Каждый раз, когда я задаю этот вопрос, все молчат», - изложил Эрдоган перспективы развития для Ливии на этом пути.
После резолюции ООН по Сирии
Одной из самых важных тем, поднимаемых во время визита в Египет, Тунис и Ливию, стала ситуация в Сирии. Люди на улицах просили Эрдогана сделать что-нибудь для Сирии. Участники почти каждого митинга приходили с плакатами, затрагивающими положение этой страны. Эрдоган продолжил направлять сообщения сирийскому режиму.
Что в конечном итоге планирует делать Турция в этом направлении, учитывая постоянные предупреждения, направляемые ею в адрес сирийского руководства? «Сирия движется быстрыми темпами к изоляции. Мы обнародуем наше окончательное решение на следующей неделе после заседания Генеральной Ассамблеи ООН. Наше окончательное мнение по сирийскому вопросу мы выразим после того, как в рамках Ассамблеи ООН будут проведены встречи с Обамой и Ахмадинежадом», - ответил Эрдоган.
Вето США в отношении Палестины неуместно
Для Палестины следующая неделя носит поистине исторический характер. В ООН будет проведено голосование по признанию Палестины государством. Премьер-министр Эрдоган, выразив полную поддержку признания Палестины Турцией, сказал: «Угрозы США наложить вето на инициативу Палестины добиться признания в ООН неуместны. Палестинцы сначала попытаются добиться признания в Совете безопасности ООН, оценят внутреннюю ситуацию. Речь не идет о том, что Совет Безопасности сразу же примет решение. Возможно, на это уйдет неделя, возможно месяц, а может быть, два или три месяца.
Если Совет Безопасности вынесет отрицательное решение, останется Генеральная Ассамблея ООН. Палестинцы обеспечили себе там достаточно высокий уровень поддержки. Речь идет о получении Палестиной по крайней мере статуса государства, не представленного в ООН, как это имеет место в случае с Ватиканом».